 |
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Ответы
логопеда на ваши вопросы > Ответы
логопеда, страница 1 |
ОТВЕТЫ ЛОГОПЕДА для взрослых
НА ВАШИ ВОПРОСЫ, страница 1
|
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
Сыну
5 лет, звуки Р и Л плохо получаются. Так ли необходимо подрезать уздечку? |
|
А
я могу сама по пособию "Сам себе-логопед" попробовать поставить
звуки? |
|
Мой
сын путает в словах звуки Ч и ТЬ. Может быть, это пройдёт, когда он
в гимназию пойдёт? |
|
Очень
много разных игрушек и игр. Как выбрать хорошую? |
|
Есть
ли какие-то правила для компьютерной игры для ребёнка 6 лет? |
|
Я
слышала, что очень полезна для развития речи малыша гимнастика для
пальчиков. В чём причина этого? |
|
Моему
ребёнку поставили диагноз - дисграфия. Отчего это бывает?
|
|
Что
такое дислалия и чем отличается сложная дислалия от простой? |
|
Как
мне определить: хорошая у меня дикция или - нет? |
|
Я
приехал с Украины, у меня акцент, как от него избавиться? |
|
У
меня нет явных дефектов, но я бормочу. С чего мне начать, чтобы речь
стала чёткой? |
|
В
каком возрасте ребёнку надо обращаться к логопеду? |
|
В
чём проявляется нарушение фонематического слуха? |
|
Из
чего состоит интонация высказывания? |
|
Какие
свойства у голоса человека? |
|
Что
такое ринофония? |
|
Чем
ринофония отличается от ринолалии? |
|
|
|
|
|
Вопрос |
Моему
сыну 5 лет, у него плохо поднимается язычок из-за короткой уздечки
и звуки Р и Л плохо получаются. Так ли необходимо подрезать уздечку?
Татьяна В., Москва. |
Ответ: |
Здравствуйте,
Татьяна! Прежде, чем использовать хирургическое вмешательство, вашему
сыну необходимо делать небольшой комплекс упражнений - специальную
артикуляционную гимнастику. Эти упражнения вам подберёт логопед, посмотрев
вашего сына и скажет, как часто надо делать упражнения. Как правило,
после такой гимнастики уздечка растягивается в достаточной степени.
И уже не надо резать уздечку и травмировать ребёнка. |
|
 |
|
|
Вопрос |
А
я могу сама по пособию "Сам себе-логопед" попробовать поставить
моему сыну звуки? Н., Москва |
Ответ: |
Здравствуйте,
Елена! Никогда бы я, руководствуясь своим опытом работы, не посоветовала
вам самой ставить звуки малышу. То же касается и взрослых людей. Я
встречала случаи, когда такие самостоятельно сделанные звуки были
неверны и неудобны в произношении, а переделать их было уже очень
трудно, порой и невозможно. Предоставьте лечение речи - живому человеку
- специалисту, а не книге или, тем более, компьютерной программе.
|
ХОЧУ
сам себе исправить дикцию> |
|
 |
|
|
Вопрос |
Мой
сын (6 лет) путает в словах звуки Ч и ТЬ. Может быть, это пройдёт,
когда он в гимназию пойдёт? Ирина Николаевна, Петербург |
Ответ: |
Здравствуйте,
Ирина Николаевна, было бы очень хорошо всё же немного позаниматься
с логопедом, чтобы устранить смешения этих звуков до того, как мальчик
пойдёт в школу. Такое нарушение свидетельствует о неразвитом фонематическом
слухе ребёнка, а это сразу же даст о себе знать, когда ваш сын начнёт
учиться писать и читать в гимназии. У него будут трудности в овладении
грамотой и возникнут специфические ошибки. Дело закончится двойками
в дневнике. |
|
 |
|
|
Вопрос |
Очень
много разных игрушек и игр. Как выбрать действительно хорошую?
Инна, Москва. |
Ответ: |
Здравствуйте,
Инна! Этот вопрос настолько важен в наше время, что на эту тему у
меня статья: КОМПАС для Terra Incognita>
Зная ответ на этот вопрос, вы сохраните физическое, психическое
и духовное здоровье своего ребёнка. |
|
 |
|
|
Вопрос |
Есть
ли какие-то правила для компьютерной игры для ребёнка 6 лет? Сергей
М. |
Ответ: |
Здравствуйте,
Сергей! Конечно, такие правила есть:
1)
Ограничьте время игры (6-7 лет -10 мин., 8-11 лет - 15-20 мин.,
старшеклассники - 30 мин.)
2)
Сделайте так, чтобы ребёнок время от времени отвлекался. Объясните,
что компьютерные игры основаны не на продолжительности, а на быстроте
и точности.
3)
Установите закон расстояния: для игровых приставок - не менее 2
м; для ПК - 40см.
4)
Комнатные растения, свежий воздух, ионизатор ослабят вредное воздействие.
5)
Установите временной закон: не играть перед сном; сразу после еды;
и, конечно, при несделанных уроках. (Код для включения компьютера.)
6)
Следите за содержанием игр! Обязательно исключайте сюжеты с жестокостью,
насилием, сатанинской и ритуальной тематикой. Не позволяйте ребёнку
посещать видеозалы, где он без вашего контроля будет погружаться
в мир агрессии и (или) магии.
7)
Больше играйте с ребёнком в игры вашего детства - простые и добрые.
Ему крайне необходимо полноценное и содержательное общение с вами.
К примеру, ИГРА для маленьких будущих
писателей>
Или,
ИГРА для развития добрых чувств>
А
ДЛЯ СОВСЕМ ЕЩЁ МАЛЫШЕЙ - очень полезны такие игры> или
ещё игры>
|
Дополнен:Абраменкова
В.
|
Во
что и как играют наши дети.М.,2000.
|
 |
|
|
Вопрос |
Я
слышала, что очень полезна для развития речи малыша гимнастика для
пальчиков. В чём причина этого? Татьяна В., Москва. |
Ответ: |
Здравствуйте,
Татьяна, вы совершенно правы, пальчики малыша необходимо тренировать
- это скажет вам каждый врач-логопед, каждый детский врач. Существует
комплекс несложных пальчиковых упражнений, пальчиковый игротренинг.
Это надо делать именно для того, чтобы развить его мышление и заложить
фундамент правильной речи и дальше развить речь малыша! Это происходит
потому, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов,
поступающих от пальцев рук.
Значение
пальчиковых игр - в радости телесного ощущения малыша. Формируется
схема тела. Всё это предотвращает разные неврозы в дальнейшем. И
даёт человеку уверенность и самообладание.
|
Почитайте
ещё о пальчиковых играх в статье КОЗА РОГАТАЯ
И университет> |
Когда
пойдёт в школу, УЧИТЕ ХОРОШЕМУ ПОЧЕРКУ,
это важно> |
|
 |
|
|
Вопрос |
Моему
ребёнку поставили диагноз - дисграфия. От чего это бывает? Елена
И. |
Ответ: |
Здравствуйте,
Елена, скорее всего вашему сыну (или - дочери) лет 7-8. Дисграфия
- это нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме. Как
правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и
писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение
фонематического, то есть речевого, слуха. Необходимы логопедические
занятия. |
|
 |
|
|
Вопрос |
Что
такое дислалия и чем отличается сложная дислалия от простой? Пётр
Ю. |
Ответ: |
Здравствуйте,
Пётр, дислалия в переводе с греческого языка означает - плохо говорю.
При этом нарушении страдает звукопроизношение, то есть, человек картавит,
шепелявит и т.д. При простой форме дислалии бывает нарушен один какой-то
звук или звуки одной группы (только свистящие звуки - С, З, Ц, например).
А при сложной форме дислалии нарушено два или несколько звуков из
разных групп (например, свистящие и звук Р). |
|
 |
|
|
Вопрос |
Как
мне определить: хорошая у меня дикция или нет? Олег Н. |
Ответ: |
Здравствуйте,
Олег! Для начала загляните в раздел: ПРОВЕРЬТЕ
свою дикцию>, здесь я сделала тест для первоначальной проверки
произношения. Если вы на предложенные вопросы ответите верно, но вас
всё же что-то будет беспокоить, вам следует придти на консультацию
к логопеду. Тогда вы получите подробные сведения о степени чистоты
своей речи. |
|
 |
|
|
Вопрос |
Я
приехал с Украины, у меня - акцент, как от него избавиться? Сергей
В. |
Ответ: |
Здравствуйте,
Сергей, избавиться от акцента необходимо (скорее, это не акцент, а
говор). Но это возможно только под руководством логопеда, который
знает методику очищения речи от акцента. Вы правы, что заботитесь
об избавлении от акцента. От него возникает много проблем, особенно,
в служебном росте. ПРАВИЛЬНОЕ МОСКОВСКОЕ
произношение считается литературным> |
|
 |
|
|
Вопрос |
У
меня нет явных нарушений звуков, но я как-то бормочу. С чего мне начать,
чтобы речь стала чистой и чёткой? Александр О. |
Ответ: |
Здравствуйте,
Александр! Если вы уверены, что нарушений звукопроизношения у вас
нет. (И вам это сказал логопед. А не коллега о работе, друг, мама,
знакомая девушка и т.д.) Тогда начните с упражнений, о которых написано
в статье ЗАМЕТКИ ЛОГОПЕДА для делового человека>,
это принесёт вам существенную пользу! |
|
 |
|
|
Вопрос |
Моей
дочке 5,5 лет, но у неё неточные звуки, в каком возрасте надо обращаться
к логопеду? Ольга М. |
Ответ: |
Здравствуйте,
Ольга, при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам
ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Если же этого не происходит, то так называемое возрастное косноязычие
уже перестаёт быть возрастным. Такая задержка свидетельствует о наличии
каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным
произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах
звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи. Если
к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо
обратиться к логопеду! |
О
РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ речи> |
|
 |
|
|
Вопрос |
В
чём проявляется нарушение фонематического слуха? (студентка МГПУ). |
Ответ: |
Фонематический
слух - это способность к слуховому восприятию звуков речи,
то есть фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении
ребёнком звуковой стороной языка. Развитый Ф.с.- важнейшее условие
для успешного усвоения грамоты.
Иногда
развитие Ф.с. у ребёнка задерживается. Это приводит к специфическим
недостаткам произношения: смешению, путанице звуков в словах.
Недоразвитие
и нарушение Ф.с. продолевается путём логопедических занятий.
|
|
 |
|
|
Вопрос |
Из
чего состоит интонация высказывания? (студентка Пед. института) |
Ответ: |
Здравствуйте,
Е.! Интонация - это те произносительные средства, которые выражают
смысл и эмоциональные оттенки речи.
Интонация
включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи.
Мелодика
- переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения.
Ритм
- равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по
силе голоса и длительности).
Темп
- скорость произнесения речи. (При ускоренном - снижается внятность;
при замедленном - снижается выразительность).
Тембр
- эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки:
удивления, радости, грусти и т.д.
|
|
 |
|
|
Вопрос |
Какие
свойства у голоса человека? Олег, Москва. |
Ответ: |
Олег,
ответ на этот вопрос вы прочитаете в СЛОВАРЕ
ЛОГОПЕДА> (буква Г - Голос). |
|
 |
|
|
Вопрос |
Что
такое ринофония? Сергей, Москва |
Ответ: |
Нарушение
тембра голоса. Человек говорит с прононсом, то есть - в нос. Вообще
- голос тихий, слабый, немодулированный, сдавленный. Но при этом,
нарушений звуков речи нет. |
|
 |
|
|
Вопрос |
Чем
ринофония отличается от ринолалии? Сергей, Москва |
Ответ: |
Ринолалия
- комплексное нарушение. То есть, если при ринофонии нарушен только
голос (тембр), то при ринолалии есть ещё и дефекты звуков речи. Причём,
много звуков нарушено, они звучат стёрто, слабо. Причина: расщелина
твёрдого нёба. |
|
Автор
ответов на ваши вопросы: дефектолог / логопед высшей категории,
кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
Хочешь
быть умным?
|
Научись
разумно спрашивать, внимательно слушать,
|
спокойно
отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать
|
/И.
Лафатер, швейцарский писатель, богослов/
|
|
|
|
|
|