 |
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Логопед-Кабинет
- для ваших деток > Логопед
о том, что полезно вашему малышу |
ЛОГОПЕД
О ТОМ, ЧТО ПОЛЕЗНО ВАШЕМУ МАЛЫШУ |
|
Автор:
дефектолог / логопед высшей категории, специальный психолог, кандидат
филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
|
 |
Всё
чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков
речи, которые требуют специальной логопедической помощи
Помните, что в большинстве случаев все трудности в овладении
правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте.
Но, к сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения
плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время.
Родители любят говорить : само пройдёт. Это - тщетные надежды.
О том, что надежды - само пройдёт - далеко не всегда оправдываются,
свидетельствуют многочисленные и разнообразные дефекты речи
у взрослых людей.
Почему
так необходима ребёнку чистая речь?
Потому что дефекты речи в дальнейшем будут его очень беспокоить.
А, главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих
жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в
личной жизни и прочее, и прочее.
Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками,
как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к
специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли
необходимых мер.
А как много усилий и времени приходится тратить взрослому
человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся сравнительно
легко.
|
|
|
|
Как
говорят и пишут малыши? Если ребёнок неправильно произносит звуки |
речи,
то это неизбежно отразится и в его письменной речи |
Особое
внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит
звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него
будет много ошибок. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо
исправить до начала обучения грамоте. Иначе возникнут нарушения письма
и чтения: дисграфия и дислексия. А это очень непросто исправить. |
|
|
|
Необходимым
условием того, чтобы ребёнок овладел правильным |
произношением
является правильная речь окружающих взрослых |
Правильная,
отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей -
тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе
овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно
длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников.
И уж совсем недопустимо -сюсюкание- взрослых с ребёнком. Здесь ребёнок
лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно) стимула
для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже
сами ей подражают. |
|
|
|
Чтобы
вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи |
ребёнка
различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного |
усвоения
детьми звуков речи: |
|
1-2
годика
- усваиваются такие звуки: А, О, Э, П,
Б, М |
2-3
годика
- звуки: И, Ы, У, Ф,
В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й |
3-5
годиков
- звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ |
5-6
лет
- последними усваиваются звуки: Л, Р |
|
|
|
В чём
причина появлений нарушений речи? Вот некоторые причины: |
1) трудности
в различении звуков на слух - при нормальном слухе (то есть нарушение
речевого слуха); |
Очень
важно для ребёнка - различать звуки речи на слух. И не путать: С-Ш,
Р-Л, Ч-ТЬ и так далее. |
Недостаточно
развитый или нарушенный фонематический (речевой) слух - причина ошибочной
письменной речи. |
Нарушенный
фонематический слух - одна из причин дисграфии, дислексии и дислалии. |
|
2) дефекты
в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого
нёба. |
И недостаточная
подвижность губ и языка. |
Среди
дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто
встречаются: |
|
а) во-первых,
короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишён необходимой
подвижности, а главное, |
не может
свободно подниматься вверх. Больше всего при этом нарушаются звуки:
Р, РЬ, Л, ЛЬ, Ш, Ж, Щ, Ч. |
|
б) неправильное
строение челюстей и зубов (неправильный прикус). |
|
В
этих случаях (часто встречающихся) нельзя ждать, пока "само пройдёт".
Не пройдёт. |
Здесь
требуется врачебно-логопедическая помощь. |
|
|
|
Когда
нужна помощь логопеда? Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет |
правильно
говорить, то необходимо обратиться к логопеду |
Вы видите,
что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам
ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Если же этого не происходит, то так называемое -возрастное косноязычие-
уже перестаёт быть -возрастным-. Такая задержка свидетельствует о
наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть
правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях
или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической
помощи. |
|
Уже
у трёхлетнего малыша могут быть такие недостатки произношения, которые
могут исправиться только с помощью логопеда. |
Необходимо
знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть
такие особенности в произношении, которые нельзя отнести к возрастному
косноязычию, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться
к специалисту. |
Сюда
относится, например, -хлюпающее- (боковое) произношение некоторых
звуков. Картавость. Или, так называемое, межзубное произношение звуков
(чаще - свистящих и шипящих) и многое другое. |
|
|
|
Что
полезно для речи наших детей? Несколько простых рекомендаций |
помогут
вам улучшить речь малыша: |
Немного
поговорим о том, что очень полезно для малыша. Несколько простых рекомендаций
помогут вам улучшить его речь. Эти упражнения достаточно делать 5-10
минут в день, но - ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых
органов и растянется уздечка: |
1) Облизывай
верхнюю губку; |
2) Щёлкай
язычком. - как лошадка цокает копытцами; |
3) Открой
ротик пошире и дотянись язычком до верхних зубок. |
|
|
|
Очень
полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков: |
Зона
мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за
мелкие движения рук - находятся рядом и взаимно влияют друг на друга,
поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков
- вы одновременно развиваете и речь ребёнка. |
Об этом
читайте статью КОЗА рогатая и Университет> |
|
|
|
Будьте
очень разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки |
вы покупаете
малышу |
Не пренебрегайте
вопросами малыша, старайтесь получше объяснить ему то, что его интересует.
Предложите и ему пересказать вам: о чём читали на занятиях в детском
саду, на уроке в школе. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм
- попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только
речи, но и памяти, внимания, сообразительности. |
|
И -
будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки вы покупаете
малышу. От этого зависит не только то, насколько он будет образован,
умён, но и насколько он будет действительно Человеком - серьёзным
и ответственным, добрым и порядочным. |
С помощью
специального КОМПАСА> вы быстро определите: хорошая игрушка,
игра (которая вам понравилась, и вы хотите её купить) или - стоит
подумать... |
|
|
ИЗ
ВСЕХ ПЛОДОВ - НАИЛУЧШИЕ ПЛОДЫ ПРИНОСИТ ХОРОШЕЕ ВОСПИТАНИЕ
|
Козьма
Прутков, любитель острых эпиграмм
|
|
Автор:
дефектолог / логопед высшей категории, кандидат филологических наук
Юлия Харашкевич
|
|
|
|
|
|