 |
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Как
всё началось и продолжилось > О
том, что изучает дефектология, логопедия |
О
ТОМ, ЧТО ИЗУЧАЕТ ДЕФЕКТОЛОГИЯ, ЛОГОПЕДИЯ |
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
|
 |
Предмет
изучения дефектологии
Дефектология
- наука, изучающая закономерности развития, воспитания, обучения
и социализации людей, имеющих физические и психические недостатки.
Наука о закономерностях их обучения, адаптации в социуме.
Одна из гуманнейших наук мира.
В
СЛОВАРЕ логопеда см. Дефектология>
|
|
|
|
|
|
 |
Дефектология
разделяется на
логопедию,
сурдопедагогику, олигофренопедагогику, тифлопедагогику.
Задачи
логопедии
Логопедия
ставит перед собой и стремится решить такие задачи:
-Изучение речи в целом;
-Изучение недостатков речи;
-Разработка принципов и методов профилактики недостатков речи;
-Разработка принципов и методов преодоления дефектов речи.
|
|
|
|
|
|
Логопедия
- важнейший раздел дефектологии
Логопедия
изучает речь и речевые нарушения в:
-Социально-психологическом аспекте, так как нарушения речи
ухудшают коммуникативные способности человека. И влияют на
его психическое состояние;
-Психо-физиологическом аспекте;
-Психо-лингвистическом аспекте;
-Клиническом или медицинском аспекте.
Всё это составляет естественно-научную основу логопедии.
|
|
|
|
|
|
|
Первые
упоминания о речевых дефектах
Впервые
о речевых нарушениях говорится ещё у Аристотеля, Гиппократа,
Галена, в памятниках литературы древней Руси. Тогда речевые
дефекты называли косноязычием, гугнивостью, шепелявостью.
И во все времена дефекты речи считались значительным недостатком
человека. В Евангелии говорится о том, как Христос исцелил
глухо-немого человека, которого называли косноязычным: Евангелие
от Марка, глава7, строки 32-37. Христос исцелил его не словом,
а с помощью языка жестов - который был единственно доступен
глухому.
|
|
|
|
|
|
 |
Вдохновителем
всех, кто хотел и хочет избавиться от речевого дефекта стал
великий
оратор древности - ДЕМОСФЕН>
Можно
сказать, что Демосфену принадлежит сама идея логопедии - науки
о речи и о том, как сделать речь красивой. Потому что великий
Оратор полностью изменил свою речь, исправив многие дефекты
произношения, голоса и внешности. И сделал свою дикцию - чёткой,
выразительной, а голос - звучным и "летящим". Вот
уже более двух тысячелетий все, кто учится красноречию - используют
советы этого необыкновенного человека.
|
|
|
|
|
|
 |
Русская
дефектология начиналась в 18 веке
ИСТОРИЯ
дефектологии в России>
Дать
возможность людям с глубокими, нередко врождёнными физическими
и психическими аномалиями, патологиями, дефектами - не просто
выжить в суровом мире (где они подчас являлись обузой), но
стать полноправными членами общества, приносящими, пусть небольшую,
пользу окружающему миру. Подарить этим людям возможность почувствовать
себя нужными в жизни и ощутить радость жизни. Именно это и
стало одной из целей самой человечной, самой гуманной науки
в мире - дефектологии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
Об
истории МПГУ подробнее>
Московский
педагогический государственный университет начал свою научную
и педагогическую деятельность в 1872 году.
С
одобрения императора Александра Второго русский историк и
общественный деятель В.Герье основал Высшие Курсы, заложив
основание будущего университета.
С 1905 года Курсы возглавлял Сергей Чаплыгин
- основоположник современной гидроаэродинамики, впоследствии
академик АН СССР.
На Курсах преподавал выдающийся русский мыслитель Владимир
Вернадский.
В это время Курсы преобразовались в крупное учебное заведение
с факультетами по всем научным направлениям тех лет.
|
|
|
|
|
|
 |
С
начала двадцатого века в разное время в университете преподавали
выдающиеся представители научной мысли:
Василий
Ключевский - признанный лидер московской исторической
школы.
Иван Цветаев - создатель и первый директор Музея Изящных
искусств (ныне ГМИИ им.А.С.Пушкина), отец поэтессы Марины
Цветаевой.
Физику преподавал Алексей Столетов - выдающийся русский
физик и электротехник.
Астрономию - Федор Бредихин, создатель московской астрофизической
школы и директор Пулковской обсерватории. Химию - Николай
Зелинский, изобретатель угольного противогаза, использовавшегося
в первую мировую войну.
|
|
|
|
|
|
В
годы войны к МГПИ был присоединён Московский Дефектологический
институт, и был основан новый - дефектологический факультет.
А
в 1946 году под руководством профессора
Фёдора
Андреевича Рау> на дефектологическом факультете было
открыто первое в стране отделение логопедии.
И
в течение многих лет член-корреспондент АПН РСФСР, доктор
педагогических наук, профессор Фёдор Андреевич Рау возглавлял
кафедру логопедии дефектологического факультета Московского
Педагогического Государственного Университета.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
Центр
дефектологии, логопедии в России
МПГУ
- это основной научный центр и ведущее высшее учебное заведение
России, выпускающее дефектологов.
10 ноября 1972 года за большие заслуги в подготовке
высококвалифицированных кадров и развитии научных исследований
МГПИ (будущий МПГУ) был награждён орденом Ленина.
В
2009 году МПГУ включён в Государственный свод особо ценных
объектов культурного наследия народов РФ.
|
|
|
|
|
|
 |
Логопедия
- интегративная наука, объединяющая знания различных наук
Логопедия
объединяет знания многих наук. Поэтому, кроме знаний основных
наук - лингвистики, нейролингвистики, педагогики, физиологии,
психологии - логопед обязан знать основы: неврологии, языкознания
>, психофизиологии, фониатрии (наука о голосе), оториноларингологии,
психиатрии, нейропсихологии.
А
всё-таки, логопед - кто это?>
|
|
|
|
|
|
Подробная
классификация дефектов речи в Словаре логопеда>
Краткая классификация:
Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой
деятельности. Например, дислалия - при этом нарушении
страдает только звукопроизношение. Выражается в нарушениях внятности
без каких-либо сопутствующих явлений.
Алалия, афазия - нарушения не только звуковой стороны
речи, но и лексико-грамматической стороны речи.
Заикание, баттаризм, тахилалия - нарушения темпа и плавности
речи.
Ринолалия, ринофония, дисфония - нарушение тембра голоса
в сочетании с дефектами звуков.
Дисграфия, дислексия - нарушения письменной речи и чтения.
Индивидуальные особенности речи, которые не сказываются на её
внятности и не препятствуют общению - не являются объектом изучения
логопедии. |
|
|
|
|
|
Содержание
логопедии на протяжении её развития постепенно изменялось |
Оно
перестраивалось вместе с накоплением знаний о природе нарушений речи,
об их структуре и механизмах. |
Изменился
предмет логопедии, её объём и задачи. |
Содержание
логопедии развивалось в направлении разработки приёмов коррекции устной
речи, исправления произношения |
и речевого
дыхания. |
Положительным
результатом этого периода явилось накопление технических приёмов коррекции
недостатков речи. |
Но логопедия
того времени упрощённо подходила к рассмотрению и устранению нарушений
речи. |
Она
сводила дело лишь к внешним к узко-тренировочным упражнениям, которые
проводились наравне с другими |
лечебными
процедурами. |
|
|
|
Иное
содержание логопедия
приобрела в последние десятилетия
В
связи с научно обоснованным подходом к раскрытию закономерностей
развития речевой деятельности.
Логопедия
современная считает необходимым гармонично подходить к вопросам
исправления и устной, и письменной речи (так как логопедия
занимается изучением и исправлением и устной, и письменной
речи). И использовать психологические, неврологические и психоневрологические
методы лечения.
|
|
|
|
|
|
|
Дошкольная,
школьная логопедия |
Дошкольная
логопедия получила широкое развитие, так как огромное значение в логопедии
имеют вопросы предупреждения, |
профилактики
речевых нарушений у дошкольников. |
Школьная
логопедия уделяет внимание влиянию нарушений речи на усвоение учащимися
Русского языка и находит |
эффективные
пути предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся. |
|
Исследования
русских логопедов раскрыли механизмы взаимодействия: |
- между
нарушениями слухового восприятия и речедвигательной функции; |
- между
произносительной деятельностью и звуко-(фонемо-)образованием; |
- между
нарушениями устной и письменной речи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор:
дефектолог / логопед высшей категории, специальный психолог, кандидат
филологических наук Юлия Харашкевич
|
Дополнение:
Дефектологический словарь
|
|
|
|
|