 |
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Как
всё началось и продолжилось > Всеволод
Петрович Кащенко |
Всеволод
Петрович КАЩЕНКО.
"Для дефектолога очень важна интуиция"
|
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
|
 |
Всеволод
Петрович Кащенко (1870-1943)
Русский
врач-психиатр, профессор, общественный деятель
Можно
сказать так, Всеволод Петрович Кащенко - выдающийся учёный,
талантливый. И это - не просто слова. Это - правда.
А ещё, что для нас особенно важно и интересно, Всеволод Петрович
- один из основателей высшего дефектологического образования
в России.
ОСНОВАТЕЛИ
дефектологии в России>
Всеволод
Петрович закончил медицинский факультет Московского Государственного
Университета.
Получив диплом и возможность научной карьеры, Всеволод Петрович
становится земским врачом, желая быть ближе к простым людям
и оказывать им помощь.
|
|
|
|
В
1908г. Всеволод Петрович отправляется в научную командировку, которая |
растянулась
на полгода |
Он побывал
в Германии, Бельгии, Италии, Швейцарии. |
А, вернувшись,
он организовал первое в мире уникальное детское учреждение, сочетавшее
лечебные, педагогические и |
исследовательские
задачи - санаторий-школу. |
|
|
|
После
переворота 1917г. |
Всеволод
Петрович работал в Народном Комиссариате Просвещения. А санаторий-школу
Всеволод Петрович |
передал
государству. |
На его
основе в 1918г. был организован уникальный Дом изучения ребёнка. |
Аналогов
этому замечательному Дому в мире не было! |
|
|
|
Всеволод
Петрович говорил, что ребёнок нуждается в радости |
И в
то же время воспитание ребёнка должно быть трудовым. |
Шла
гражданская война. Разруха и голод хозяйничали в стране. |
Но правительство
находило время и возможности для решения вопросов воспитания и развития
детей |
с отклонениями
в развитии. |
Супруга
Всеволода Петровича - Анна Владимировна - обладала не только хорошим
образованием, но и широкой культурой |
и, главное,
добрым сердцем. Её влияние в школе было целительно для детей. |
|
|
|
Всеволод
Петрович никогда не говорил - дефективные дети, а употреблял |
название
- исключительные дети |
Он подчёркивал
этим, что врачи имеют дело с аномалиями, которые вызваны не только
психическими особенностями, |
но и
окружающей средой, неправильным образом жизни и неправильными социальными
условиями. |
О
ТОМ, что изучает логопедия> |
|
|
|
Ни
в коем случае нельзя ставить штамп неполноценности на ребёнке |
Важна
и другая сторона вопроса: недостатки ребёнка вовсе не означают, что
в будущем, как взрослый, он будет |
неполноценным. |
Так
как при усилиях врачей и педагогов, этот же ребёнок вполне может стать
достойным членом общества. |
|
|
|
Всеволод
Петрович говорил, что коррекция недостатков личности - проблема |
государственной
важности |
Это
актуально и сейчас, не правда ли? |
ЭТО
ПОЛЕЗНО нашим детям> |
|
|
|
В
1920г. прошёл съезд по борьбе с детской дефективностью |
Итогом
съезда стало постановление об организации детских учреждений и о необходимости
государственной подготовки |
специалистов-дефектологов.
|
По поручению
правительства В.П. Кащенко возглавил первое высшее учебное заведение,
выпускающее дефектологов. |
И до
1931г. заведовал кафедрой лечебной педагогики на дефектологическом
факультете Московского государственного |
педагогического
института им.В.И. Ленина; сейчас университета,
МПГУ им.В.И. Ленина> |
|
|
|
Всеволод
Петрович принимал деятельное участие во многих съездах |
и конференциях |
Выступал
с докладами, темы которых не утратили своей актуальности и для современных
дефектологов. |
С 1928г.
Всеволод Петрович работал также - как профессор-консультант в области
психоневрологии, дефектологии и логотерапии. |
|
|
|
Всеволод
Петрович говорил об абсолютной необходимости сочетания |
в дефектологе
педагога и врача |
И главное!
- о необходимости для дефектолога развивать интуицию. |
ЛОГОПЕД
- кто это> |
|
|
|
Всеволода
Петровича Кащенко можно назвать одним из основателей советской |
школы
дефектологии |
А его
книги по дефектологии были первыми учебниками по дефектологии в России. |
|
|
|
К
сожалению, проблема аномальных - исключительных детей сегодня становится
|
всё
более актуальной |
Чтобы
оздоровить общество - необходимы усилия не только врачей и родителей,
но и самого общества в целом. |
Об этом
всегда говорил Всеволод Петрович. |
Иначе
будет продолжать сбываться прогноз Всемирной Организации Здравоохранения: |
"К
концу 20-го века и дальше - 14% детей в мире будут серьёзно психически
больны". |
|
Об
истории развития дефектологии, логопедии в России> |
|
Дефектология
сегодня. |
Об
основном научном центре и ведущем высшем учебном заведении России,
выпускающем дефектологов> |
|
Об основателях дефектологии,
логопедии в России> |
|
О
том, что такое современная логопедия и что она изучает> |
|
|
|
|
|
Автор:
дефектолог / логопед высшей категории, кандидат филологических наук
Юлия Харашкевич
|
|
|
|
|
|