Кабинет логопеда для взрослых Юлии Харашкевич
 
Главная > ЭнцикЛогопедия > Как всё началось и продолжилось > История логопедии в России
  ИСТОРИЯ ЛОГОПЕДИИ В РОССИИ /кратко/
 
Автор: логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории,
специальный психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
 
 
 
Что заложено в основание науки Дефектология
Русская дефектология, как наука, полагала своё основание в христианском мировоззрении русского человека.
Эта прекрасная наука была создана для того, чтобы дать возможность людям с глубокими, нередко врождёнными
физическими и психическими аномалиями, патологиями, дефектами - не просто выжить в суровом мире
(где они подчас являлись обузой), но стать полноправными членами общества, приносящими, пусть небольшую,
пользу окружающему миру.
Подарить этим людям возможность почувствовать себя нужными в жизни, и ощутить радость жизни.
Именно это и стало одной из целей самой человечной, самой гуманной науки в мире - дефектологии.
 
ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ ДЕФЕКТОЛОГИИ в России стали учёные - энтузиасты своего дела>
ПРЕДМЕТ изучения дефектологии>
 
 
История логопедии в России /Логопед-Кабинет/
 
 
Русская дефектология начиналась в 18 веке
 
ГУРЦОВ Георгий Александрович (1778-1858)>
Один из первых Русских учёных-дефектологов. Директор Санкт-Петербургского училища глухонемых.
Разработал новый профессиональный Устав и серьёзные эффективные правила обучения.
 
 
АРНОЛЬД Иван Карлович (1805-1891)>
Замечательный Русский учёный-дефектолог.
Основатель известного Арнольдо-Третьяковского училища - одного из первых училищ для слабослышащих в Москве.
 
 
ГРАЧЁВА Екатерина Константиновна (1866-1934)>
Первый Русский педагог-дефектолог, которая посвятила свою жизнь работе с глубоко интеллектуально отсталыми детьми.
И на практике доказала, что развитие таких деток возможно!
 
 
РАУ Фёдор Андреевич (1868-1957)>
Русский дефектолог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии Педагогических наук РСФСР.
Один из организаторов высшего дефектологического образования в России.
 
 
РАУ Наталья Александровна (1870-1947)>
Талантливый русский дефектолог, сурдопедагог. Организатор Клуба беглого чтения с губ.
Общественный деятель. Мать известных учёных-дефектологов: Фёдора Фёдоровича Рау и Елены Фёдоровны Рау.
 
 
АЗБУКИН Дмитрий Иванович (1883-1953)>
Русский дефектолог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки, член-корреспондент
Академии Педагогических наук РСФСР.
Глава кафедры психопатологии и логопедии дефектологического факультета Московского Педагогического
Государственного Университета (МПГУ им.В.И. Ленина).
Директор научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук РСФСР.
 
 
ВАСИЛЬЕВ Иван Александрович (ск. 1932)>
Талантливый Русский учёный-дефектолог. Создатель оригинальных методик обучения правильному произношению.
Его научные труды способствовали выделению сурдопедагогики - как отдельной специальной научной дисциплины.
 
 
КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943)>
Русский врач-психиатр, имеющий мировую известность, профессор, общественный деятель.
Один из основателей высшего дефектологического образования в России.
 
 
ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович (1896-1934)>
Знаменитый Русский психолог, профессор, известный всему миру экспериментатор-исследователь.
Организатор Экспериментального Дефектологического Института и Лаборатории по психологии детства.
 
 
ГРАБОРОВ Алексей Николаевич (1885-1949)>
Выдающийся Русский дефектолог.
Создатель оригинальных эффективных методик обучения и воспитания аномальных детей. Открыл частную школу
для детей не просто аномальных, а детей с глубокими интеллектуальными дефектами. И особенно о них заботился.
 
 
ДЬЯЧКОВ Алексей Иванович (1900-1968)>
Замечательный Русский дефектолог. Доктор педагогических наук, профессор.
Директор Научно-исследовательского института дефектологии Академии Педагогических наук РСФСР.
Глава дефектологического факультета МПГУ им.В.И. Ленина.
В теоретических и практических исследованиях доказал независимость и самобытность развития Русской дефектологии.
 
 
ЛЯПИДЕВСКИЙ Сергей Семёнович (1903-1975)>
Известный всему учёному миру Русский дефектолог, профессор. По образованию был одновременно и медиком, и педагогом.
Руководитель кафедры психопатологии и логопедии МПГУ им.В.И. Ленина> - в течение 30 лет!
 
 
СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна (1914-1982)>
Уникальный Русский учёный-дефектолог. Кандидат педагогических наук. Поэт, писатель, скульптор, учёный.
С раннего детства - слепая, глухая и немая женщина.
 
 
 
Дефектология развивалась дальше
После 1917 года дефектология получила дальнейшее развитие. В Москве и Петрограде в 1918 году были открыты курсы для
дефектологов. А в октябре этого года в Петрограде был открыт факультет детской дефективности при Институте дошкольного
воспитания.
В 1920 году в Москве Наркомздрав (Народный Комиссариат Здравоохранения) и Наркомпрос (Народный Комиссариат Просвещения)
организовали два дефектологических института.
Будущие специалисты получали разносторонние знания.
Оба института в 1923 году слились в единый Московский Институт Дефектологии.
 
 
 
Дифференцированное обучение дефектологов
В 1923 году дефектологов стали обучать более дифференцированно, по 3 направлениям дефектологии:
1) сурдопедагогика (обучение глухих и слабослышащих),
2) олигофренопедагогика (обучение умственно отсталых),
3) тифлопедагогика (обучение слепых и слабовидящих).
 
Обучение проходило 4 года.
Студенты получали общеобразовательную подготовку на первых 2 курсах, дальше изучались специальные предметы
и происходило разделение на профили. Студенты выбирали одну из 3 уже названных квалификаций.
Д.И. Азбукин> писал об этом периоде: "Нелегко было находить правильный путь, нелегко было добиваться у работников
других факультетов понимания и уважения к задачам столь необычного факультета". /В.И. Селивёрстов "Хрестоматия по логопедии" 1997/
 
В 1930-е годы активно разрабатывались методологические вопросы дефектологии.
Было принято решение на государственном уровне - развивать и совершенствовать высшее дефектологическое образование.
 
 
 
Ведущим научным и учебным центром дефектологии стал МГПИ им. Ленина
(впоследствии МПГУ)
С 1946 года ведущим учебно-педагогическим и научным центром по дефектологии и логопедии в России является
Московский Педагогический Государственный Университет (ранее МГПИ им.В.И. Ленина).
Или Второй МГУ, как называли МГПИ им.Ленина.
ОБ МПГУ подробнее>
 
 
 
Основание дефектологического факультета
В годы Великой Отечественной войны к МГПИ был присоединён Московский Институт Дефектологии,
и был основан новый - дефектологический факультет.
 
 
 
Открытие первого в стране отделения логопедии
Под руководством профессора РАУ Фёдора Андреевича> в 1946г. на дефектологическом факультете было открыто
первое в стране отделение логопедии.
В течение многих лет член-корреспондент АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор Фёдор Андреевич Рау>
возглавлял кафедру логопедии дефектологического факультета Московского Педагогического Государственного
Университета им.В.И.Ленина.
Многие десятилетия факультет возглавляли создатели дефектологии, логопедии в России - как науки>
 
 
 
И сегодня МПГУ для современной российской дефектологии -
- это основной научный центр и ведущее высшее учебное заведение России,
выпускающее дефектологов: логопедов (и других специалистов по специальной педагогике).
МПГУ закончила профессиональный логопед, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич>
- руководитель Логопедического Кабинета.
 
 
 
Логопедия была признана интегративной наукой, гармонично связывающей
знания многих наук, особенно, медицины и педагогики
О ТОМ, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ логопед>
 
 
 
Понятие о дефектологии, как о комплексной медико-педагогической науке
Дефектологию абсолютно правильно стали рассматривать, как комплексную медико-педагогическую науку, так как в научных
дефектологических исследованиях принимали активное участие не только педагоги, но и медики, психологи, филологи,
психиатры, лингвисты, генетики, физиологи, нейрофизиологи, психофизиологи и другие учёные.
 
 
 
Дефектология, как единая наука, делится на отрасли
Дефектология, как единая наука, разделялась на отрасли:
Логопедия (обучение и социализация людей с речевыми патологиями)
Сурдопедагогика (обучение и социализация глухих и слабослышащих)
Олигофренопедагогика (обучение и социализация умственно-отсталых)
Тифлопедагогика (обучение и социализация слепых и слабовидящих)
Все эти специализированные науки - отрасли единой науки - дефектологии.
 
 
 
Ресурсы для логопеда и вообще для всех, кто интересуется
СЛОВАРЬ логопеда>
БИБЛИОТЕКА логопеда>
ОТВЕТЫ логопеда на ваши вопросы>
 
Это небольшая историческая справка об истории дефектологии, логопедии в России.
 
Автор: дефектолог / логопед высшей категории, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
 

Логопед-Кабинет

Copyright © Логопед-Кабинет
С 2003 года

АВТОРСКИЕ ПРАВА

+7(499) 265 44 16 Исправить звук Р (РЬ) Курс исправления речи Моя невнятная речь Энцик-Логопедия
+7(917) 559 66 59 Улучшить общую дикцию Логопед о себе Я исправила звук Р Словарь логопеда-всем
Москва, Центр. АО Улучшить тембр голоса Конференция Я улучшила свой голос Энергия и сила слова
Спартаковская пл., 1/2 Сделать речь чёткой Опасно для речи! Исправила много звуков Сообщения из 11 века
Дистант Skype u.belik Сделать речь уверенной Я сам исправлю речь! Произношение в Москве Где хороший логопед?