 |
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Логопед
для делового человека > Что
рассказал логопед. Интервью |
ЧТО
РАССКАЗАЛ ЛОГОПЕД. ИНТЕРВЬЮ |
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
Интервью
в журнале Куда пойти учиться
|
|
Сложность
нашей работы в том, что примерно у 40% клиентов разные |
психологические
проблемы |
Преодолевать
их обычно нелегко. Самая распространенная - боязнь речи. |
Человек,
зная, что у него плохая дикция, замыкается, боится говорить. Одна
моя пациентка, журналистка, |
рассказывала: |
-Бывает,
сидишь на пресс-конференции, и хочется задать хороший вопрос, но сижу
и молчу, знаю: |
открою
рот - начну шепелявить.- |
Некоторые
приспосабливаются к своему дефекту: приходит пациент, выдает мне длинную
тираду, прислушиваюсь |
и понимаю
- ни разу не употребил звук "Р" - виртуозы просто. |
|
|
|
|
|
Чтобы
победить эту боязнь, с каждым человеком приходится работать |
индивидуально |
Случаи
самые разные, наиболее распространенные, когда человек имеет нарушения
в разных группах речи. |
В 99%
это всеми любимый звук -Р-. |
Бывает,
что человек приходит и уже знает, в чем его проблема, но как с ней
справиться, не понимает. Моя задача |
- научить
его говорить правильно, отработать эту привычку до автоматизма. |
|
|
|
У
меня есть записи голоса клиентов до и после курса лечения, но, пока
|
этот
путь пройдёшь, поседеть можно |
С одним
мальчиком занимались целый год каждую неделю - никак ему не давалось
правильное произношение, хотя старался |
изо
всех сил. |
Другой
- ходил недолго, уже стал нормально говорить, вдруг является - ничего
сказать не может. |
Стали
разбираться, оказывается, решил похудеть и стал принимать таблетки,
вот положительный результат и затормозился. |
Так
пойди сообрази, что это взаимосвязано. |
Перестал
принимать таблетки, через неделю все нормализовалось. |
|
Иногда
приходят и говорят: -Я думал, у меня один дефект, а вы еще 10 нашли!-
А всё дело в том, что у плохо говорящего |
человека
нарушено самовосприятие речи. |
Вроде
бы он чувствует звук, а правильно воспроизвести его не может. |
Когда
картавому пациенту поставишь правильный -Р-, он говорит: -Я как лунатик,
что за звук такой странный? |
Неужели
все так разговаривают?- |
А затем
постепенно привыкает к правильному произношению и забывает, как разговаривал
раньше. |
Для
этого приходится его муштровать изо дня в день. |
|
|
|
Многие
даже не подозревают, что говорят с дефектами |
Пришел
симпатичный молодой человек - вместо -Л- говорил -В-. |
Оказывается,
он записал свой голос на автоответчик, прослушал и пришёл в ужас -
неужели так плохо говорю? |
Поэтому,
кстати, мало толку от многочисленных самообучающих компьютерных программ,
типа -Видимая речь-. |
Это
как учиться играть по книгам - может, так, а может, и нет. |
А тут
речь - ювелирная работа. Обязательно должен быть специалист, замечающий
все речевые недостатки |
со стороны,
способный на них указать и научить, как их исправить. |
Вообще,
быть логопедом сложно - каждого человека начинаешь оценивать с профессиональной
точки зрения. |
Иногда
не могу слушать телевидение, радио, малейшие дефекты замечаю - ужасно.
|
|
|
|
Работаю
и с взрослыми, и с детьми - везде свои плюсы и минусы |
У ребёнка
мозг, что называется, -открыт-, настроен на восприятие речи, обычно
они схватывают всё на лету. |
Поставишь
один звук на место, смотришь - и остальные пришли в норму. А минус
- родителям приходится заставлять |
их работать
над собой. |
У взрослых
всё наоборот. Привычка говорить неправильно въелась глубоко. |
Зато
они относятся к занятиям очень сознательно, с надеждами на перспективы,
которые они получат |
благодаря
своей чистой речи. |
|
|
|
Ведь
когда исправляется хотя бы один дефект, человек преображается, у него
|
даже
лицо другим становится |
Это
волшебство мне и нравится в работе. Включаешь им аудиозаписи: -Вот
какой ты был, а послушай себя теперь!- |
Главное
- дать человеку то, что он хочет, не обмануть его надежд. Тогда будет
и клиентская база и рекомендации. |
|
Желаю
вам успехов, Юлия Николаевна Харашкевич. |
Дефектолог/логопед
высшей категории, специальный психолог, кандидат филологических наук,
руководитель |
Логопедического
Кабинета. |
Интервью
в журнале Куда пойти учиться 2005г. номер 41 |
|
|
|
|
|