 |
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Логопед
для делового человека > А
зачем исправлять свою речь? |
А ЗАЧЕМ ИСПРАВЛЯТЬ СВОЮ РЕЧЬ? МНЕ И ТАК ХОРОШО.. |
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
Свидетельство
о публикации №220042301312
|
|
|
|
Видео:
А зачем исправлять свою речь?> |
|
|
|
|
Зачем,
для чего надо исправлять дефекты речи?? |
То,
о чём я сейчас буду рассказывать, построено на словах людей, которые
решили исправить - и исправили! - свою дикцию. |
Это
- рассказы моих клиентов. |
Вначале
сделаю небольшое отступление: |
Капитан
Джек Воробей говорит: "Корабль - это не просто киль, палуба и
паруса! Корабль Чёрная жемчужина - это свобода!" |
И я,
перефразируя слова капитана, повторю за ним: "Дикция - это не
просто звуки Р, С, Ш! Чёткая дикция - это свобода!" |
Вот
для чего исправляют дикцию, исправляют произношение, исправляют речь
- чтобы жить свободно, легко. |
Быть
умным, уверенным. Быть красивым. |
|
|
|
Чистое
произношение - это свобода! |
"Знаете,
Юлия Николаевна, когда я знакомлюсь с кем-то, кто обо мне ничего не
знает, то вначале этот человек относится |
ко мне,
как к дурачку, - это говорил мне мой ученик - молодой математик, доцент
механико-математического факультета МГУ |
им.Ломоносова,
когда мы начали исправлять его речь. Он продолжал: "Всё правильно!
Ведь я и шепелявлю и картавлю. |
Вот
моя речь и выглядит - как у двоечника: бормочу что-то невнятное". |
И многие
люди с дефектом речи так говорят о себе, подмечая иногда снисходительно-презрительное
отношение к себе со |
стороны
незнакомых и малознакомых людей. |
|
|
|
"Мысль
входит вратами чувств", - писал французский философ |
Клод
Гельвеций |
Вот
кто-то произносит какую-то мысль. И в первый миг мы только ЧУВСТВУЕМ
речь, чувствуем слова на эмоциональном |
уровне
- красиво, хорошо ли они звучат. |
И лишь
потом мы понимаем СМЫСЛ сказанного. |
То есть
в самый первый миг мы не понимаем СМЫСЛ речи, а оцениваем БЛАГОЗВУЧИЕ
речи! И, соответственно, чем |
благозвучнее
речь, тем легче мы понимаем сказанную мысль. |
Сделайте
вывод. Если наша речь с дефектом, с нарушением, то собеседник уже
в самый первый неосознанный миг - |
плохо
её воспринимает, даже отталкивает. И не важно, какая, может быть,
очень важная мысль высказана. |
Первое
чувство уже сработало: мысль внутренне оттолкнули! Даже не сознавая
этого! |
А мы
иногда так легко и не задумываясь говорим: "Подумаешь, у меня
всего-то один звук неверный..." |
|
|
|
"Чтобы
идти выше, я должен от этого избавиться! Я должен это исправить!"-
|
- именно
так говорят о своём дефекте те люди, которые стремятся приобрести
новый уровень: в карьере, в знаниях, |
в жизни. |
Один
из моих учеников так говорил: "Дефект речи - это сильный ограничитель.
Хочешь что-то рассказать выразительно, |
красиво,
убедительно - и не можешь!" |
Речь
- "визитная карточка" любого человека. |
Ежедневно
я наблюдаю такую картину: в мой кабинет входит молодой человек (неважно,
молодой человек или |
гораздо
старше; мужчина или женщина - это происходит со всеми) - первое впечатление
очень хорошее. |
Начинает
говорить - и начинается дефектная речь - и всё! Впечатление ухудшается,
причём резко. |
|
|
|
Общество
построено на активных коммуникациях |
Внимание
современного человека перенасыщено! |
Поэтому,
если мы хотим, чтобы нас слушали и слышали, надо уметь излагать свои
мысли понятно и чётко. |
И иметь
ясную чистую дикцию! |
|
|
|
Вы
хотите стать красивее? Исправьте дефект речи |
Одна
из моих клиенток пришла с жалобой на шипящие звуки - она "шепелявила".
Когда мы всё исправили, она |
поехала
на время домой (её мама жила в другом городе). |
И мама
ничего не знала, что её дочка исправила себе дефект речи. |
Когда
мама увидела свою дочь, то первыми мамиными словами были: "Ты
что - пластическую операцию сделала? |
Ты стала
красивее!" |
Дефекты
ВСЕХ звуков ухудшают лицо. Потому что: при неправильной артикуляции
появляются неправильные тонкие |
мышечные
движения, ненужные напряжения тонких мышц лица. Всё это становится
привычным за годы и привычно |
делает
выражение лица не очень чистым, специфичным. |
Особенно,
например, это касается шипящих звуков (ш ж ч щ) и свистящих звуков
(с з ц). То есть, когда мы шепелявим. |
Это
особенно влияет на мышцы лица, ненужно напрягая губы, поджимая их,
язычок мелькает между зубками и так далее. |
Но и
неверный звук Р тоже влияет на выражение лица и, конечно, на саму
речь: мы слишком мало раскрываем зубки, |
мало
двигаем губами и удивляемся: "..я как-то монотонно говорю.. что-то
я бормочу.." |
Поэтому,
исправляя дикцию, мы становимся красивее. |
Я, как
практикующий логопед, работающий только со взрослыми людьми, каждый
раз наблюдаю эту замечательную перемену |
во внешности
моих учеников, когда они начинают говорить чисто. |
|
|
|
Внешний
и внутренний барьеры из-за дефектов речи |
Психология
давно знает следующую особенность любого человека: наш собеседник
непроизвольно не склонен слышать |
то,
что ему неприятно или трудно расслышать и понять. |
Представляете?
Наш собеседник ещё толком нас не услышал, не понял, а уже оттолкнул!
|
Для
делового человека - это катастрофа. |
Представьте
деловую встречу. И если у нас дефект речи, то наш собеседник не поймёт
нас так, как нам необходимо, |
как
бы мы ни старались ему объяснить. Между нами будет некий внутренний
барьер> |
Между
нами будет дефект, дефект речи. |
Между
собеседниками, если у одного из них есть дефект речи, возникает ещё
один барьер. Тоже возникший из-за |
дефекта
речи. Это, я бы сказала, внешний барьер - барьер недопонимания. И
тогда слова: "Что?.. Что вы сказали?.. |
Простите,
не понял.." - будут часто звучать в нашей беседе. |
|
|
|
Некоторые
из моих клиентов - работодатели. Я слышала от них, когда они |
говорили
о ком-то: "Да! Он хороший специалист.." И сразу добавляли
жёстко: |
- "Но
он не может представлять нашу фирму!" |
И почему
же? Всё просто - у этого хорошего специалиста дефект речи, а значит,
у него присутствуют в большой степени- |
- комплексы,
неуверенность в себе, тихий голос. |
Различные
комплексы, неуверенность, тихий голос - верные спутники дефектной
речи. (Конечно, вы скажете: есть |
исключения.
Но это те редкие исключения, которые подтверждают всеобщее правило.) |
РЕЧЬ
делового человека> |
|
|
|
Нередко
(вернее, почти всегда) человек с дефектом речи старается |
замаскировать
свой дефект |
Многие
работают над такой "маскировкой" годами, а в итоге приобретают
тихую и невнятную речь. |
Зато,
говорят они, дефект не так слышно и не так заметно... |
К сожалению,
и слышно, и заметно - потому что ВЕСЬ ОБЛИК РЕЧИ выдаёт то, что у
неё (у речи) есть дефект. |
|
|
|
Для
многих профессий чистая дикция - необходимость |
Юрист
и врач, психолог и экономист, военный и бухгалтер, продавец и педагог,
тренер и лётчик и многие другие |
специальности
требуют чистой дикции. |
Представьте,
психолог, к которому вы пришли на консультацию, картавит, говорит
нечётко, неуверенно. Вам приходится |
его
переспрашивать, чтобы понять, что он говорит. |
Вам
понравится такой психолог? |
Моя
фамилия Саокин> |
|
|
|
Ко
мне пришла деловая молодая женщина, руководитель организации. |
Назвала
своё имя: "Валеия" |
То есть
Валерия. У неё был дефект Р, вернее, Р - просто отсутствовал в её
речи. |
Она
хотела исправить свою речь, чтобы нормально произносить звук Р, перестать
его пропускать. |
Но её
дикция обладала в некоторой степени приятной мягкостью, обаянием,
и она это знала. Все её деловые партнёры |
и сотрудники
привыкли к её произношению. Поэтому она сомневалась: исправлять речь
или нет. |
Когда
я её спросила, тогда зачем она пришла к логопеду, если ей всё в себе
нравится? |
"Валеия"
ответила: "Но мне же не всегда будет 25 лет. И я - что, так и
буду всю жизнь картавить!" |
Пока
мы исправляли, Лера всё время сомневалась и жалела о своём дефекте.
И вот я исправила её речь. |
Сделала
аудио-запись её нормального произношения. |
Когда
она услышала свою новую речь со стороны - она воскликнула: "Всё,
Юлия Николаевна! Мне больше не нравится |
моё
старое произношение, я буду говорить только по-новому! С правильным
звуком!" |
Только
норма обладает истинным шармом, только чистая дикция сделает нас по-настоящему
обаятельными. |
|
Что
такое шарм? Шарм - это очаровательная изюминка, что-то особенное,
увеличивающее обаяние человека, делающее |
человека
более привлекательным. |
Что
такое дефект? Дефект - это повреждение, упущение, |
дефект
- это болезнь, слабое место, увечье, |
дефект
- это изъян, ошибка, минус, расстройство, аномалия, порча, |
дефект
- это дефект! |
Дефект
- это недостаток. |
Недостаток
всего: внешности, образования, воспитания! |
В дефекте
нет шарма! Как не может быть очарования в болезни, в ущербности, в
ошибке. |
Мы все
это понимаем. Просто хотим себя "успокоить", придумывая,
что дефект - это и есть наш "шарм". |
|
|
|
Один
мой ученик, аспирант МГУ им.Ломоносова, который исправлял звук Р,
|
рассказывал
о себе: |
"Мой
начальник специально работал над своей дикцией, улучшал её. И, когда
он входил в мой кабинет, говорил |
иногда
что-то совсем простое, обыкновенное, то я всегда ловил себя на том,
что слушаю его речь с удовольствием, |
как
красивую музыку". |
Речь
- действительно похожа на музыку. Высокоинтеллектуальную музыку. |
Более
того, чистая речь, дикция - обладает внутренней силой. |
О чём
писал Ломоносов: "Произношение имеет великую силу". |
Причем,
это утверждение Ломоносов записал в первых строках Трактата о риторике. |
Риторика
- наука о красноречии, о построении речи, а в начале трактата Ломоносов
говорит о силе ПРОИЗНОШЕНИЯ. |
Силе
чистого произношения! |
Я бы
сказала: чистая дикция и выразительный голос - победоносное оружие,
которое всегда в наших руках. Это - правда! |
|
|
|
Чистая
дикция - признак хорошего воспитания и качественного образования
|
Дорогие
слушатели, исправляйте речь своих детей. Чтобы потом не услышать от
них заслуженных вами упрёков |
и укоров.
|
Мне
жалуются на своих родителей почти все мои взрослые клиенты, упрекая
их, почему те не исправили им речь, |
когда
они были маленькими. |
И не
думайте, что, когда ребёнок картавит или шепелявит - то это его приятная
особенность, шарм. Дефект, недостаток, |
болезнь
речи - не может быть "шармом". |
|
|
|
Вы
лишаете своих детей перспектив в жизни, оставляете их наедине |
с глубокими
внутренними трудностями |
Нередко
мне приходится уговаривать моих клиентов простить и не упрекать своих
родителей за то, что те вовремя |
не позаботились
об исправлении их речи. |
Дефект
речи приносит нам неуверенность в себе. |
Чистая
дикция дарит нам уверенность в своих силах. Если мы стремимся добиться
в жизни определённых успехов |
и продвижения,
то именно уверенность в себе нам поможет. |
|
|
|
Когда
правильно! исправляется дефектный звук, то улучшаются |
все
остальные звуки речи, вся дикция в целом |
Она
становится более чёткой и точной. |
Улучшается
голос: вместо тихого, монотонного, даже сдавленного голос становится
уверенным, звучным, свободным. |
В некоторых
случаях, после исправления звуков, меняется тембр голоса - становится
выразительнее и глубже. |
|
|
|
Кто
ясно мыслит - ясно излагает |
И наоборот:
кто ясно с чётким произношением излагает, тот ясно мыслит. |
В нашем
организме всё гармонично взаимосвязано. Без сомнения, такие характеристики,
как ясность самой мысли |
и ясность
и чистота выражения этой мысли объединены. |
Ясность
мысли и ясность и чистота дикции взаимосвязаны. |
|
Это
некоторые заметки из моего опыта работы со взрослыми людьми. |
С уважением,
дефектолог / логопед высшей категории, специальный психолог, кандидат
филологических наук Юлия Харашкевич |
|
|
|
|
|