 |
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Логопед-Кабинет
- для ваших деток > Этапы
развития лексики и грамматики в детской речи |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИКИ У ДЕТЕЙ |
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
|
 |
Развитие
у детей грамматического и лексического оформления речи:
В Русском языке есть этапы в овладении речью детьми.
То
есть, помимо произносительной стороны речи, у ребёнка должны
сформироваться правильные лексические и грамматические представления.
(Лексика - словарный запас ребёнка; грамматика - согласование
слов в предложении).
|
|
|
|
Развитие
речи ребёнка начинается, примерно, с 3 месяцев |
КАК
ФОРМИРУЕТСЯ звукопроизношение у ребёнка> |
|
|
|
Речь
развивается комплексно. Активная речь и понимание речи взрослых |
у
ребёнка развивается одновременно: |
|
С 3 до 9 месяцев |
Ребёнок
просто лепечет; как бы играет звуками и слогами; подражает звукам
речи окружающих и в результате |
получаются
первые слова. |
Слоги
для ребёнка становятся целым словом - мама, папа, баба, дядя, дай,
кс-кс, ав-ав, ам-ам и др. |
|
От 9 мес. до 1 года |
Словарь
увеличивается и включает названия предметов, животных, игрушек; имена
взрослых и детей. |
Ребёнок
живо реагирует на обращённую к нему речь. |
|
А к 1,5 годам |
Ребёнок
говорит фразы из двух-трёх слов. Активный словарь включает около 250
слов. |
|
На протяжении 3-го года |
Жизни
в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличиватся
роль речи в поведении ребёнка. |
Все
реакции этого возраста на окружающее связаны с речью. |
Ребёнок
хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно
окружает. |
Быстро
растёт словарь, он достигает 1000 слов. |
Ребёнок
уотребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы
(что делает?), прилагательные (какой?). |
Употребляет
предлоги - за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. ( с папой; на стул;
у яблочка) |
Ребёнок
3 лет начинает говорить распространёнными предложениями. |
Например,
ребёнок 3 лет говорит:"Договорились, сначала я морковку съем,
а потом пойдём с тобой гулять". |
Или:"Мамочка,
посмотри, какие красивые цветы тётя несёт!" |
Меняется
характер общения со взрослыми и детьми: общение становится речевым!
|
Ребёнок
начинает мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко
красное и флажок красный); |
делать
умозаключения (мальчики мамы не бывают...). |
Дети
этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов
(как, где, когда, а куда ). |
Умеют
пересказывать (по вопросам) сказку или рассказик. |
Ребёнок
использует суффиксальное словообразование: большая собака, а маленькая
собачка (кошка - кошечка; |
заяц
- зайчик, зайка и т.д.) |
|
У детей 4-го года |
Жизни
широко используется разговорная форма речи. |
Увеличивается
словарь, изложение связное. |
Предметы
объединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты,
т.д. |
Согласовываются
правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик)
или существительные |
и
числительные (пять шариков, один шарик). |
Правильно
употребляются падежные окончания. |
Дети
хорошо рассказывают или пересказывают. |
|
К 5 - 6 годам |
Речь
грамматически и лексически в основном сформирована. |
|
Автор:
дефектолог / логопед высшей категории, кандидат филологических наук
Юлия Харашкевич
|
|
|
|
|
|