Кабинет логопеда для взрослых Юлии Харашкевич
 
Главная > ЭнцикЛогопедия > Логопед-Кабинет - для ваших деток > Стадии развития речи ребёнка
  СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЁНКА
 
Автор: логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории,
специальный психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
 
 
 
Что необходимо для нормального становления речи ребёнка
Речь формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо,
чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние;
развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое состояние было бы хорошим.
 
 
Стадии развития речи ребёнка /Логопед-Кабинет/ Правильным произношением ребёнок овладевает очень постепенно
С 3 месяцев начинается развитие речи ребёнка, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов.
 
 
В первые годы жизни
Из-за несовершенства речевых органов ребёнок может произносить лишь самые простые по артикуляции звуки.
На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо.
 
К 9-10 месяцам ребёнок произносит отдельные звуки (это: гласные А, О, Э и согласные П, Б, М) и слова, состоящие
из одинаковых слогов (из этих звуков и состоят первые слова: МАМА, ПАПА, БАБА).
 
К 1 году словарь возрастает до 10-15 слов (кис, му, бе и др.).
 
Несколько позже усваиваются и другие (тоже простые по артикуляции) звуки:
гласные И, Ы, У
и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Х, Й.
Более же сложные по артикуляции согласные звуки (свистящие С, З, Ц, шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, соноры Л, Р)
до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи ребёнка или заменяются на более простые для произношения звуки.
Это называется возрастным косноязычием, и бывает свойственно в определённом возрасте всем детям.
Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас.
 
К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов.
В то же время формируется и фразовая речь.
Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно предложения усложняются.
 
К 3 годам фразовая речь усложняется.
Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения.
 
К 5 годам словарь увеличивается до 2500-3000 слов.
Фраза усложняется.
 
К 6 годам ребёнок овладевает грамматически правильной речью.
 
 
 
Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов
Например, ребёнок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С.
Поэтому, к примеру, слово ШУБА звучит сначала как ТЮБА, СЮБА, СУБА и уже потом ШУБА.
Вот самые распространённые звуки-заменители для сложных по произношению согласных:
Л - Й, ЛЬ, Л (йампа - лямпа - лампа)
Р - Й, ЛЬ, Л, Р (йиба - либа - лыба - рыба)
С - ТЬ, СЬ, С (тянки - сянки - санки)
Ш - ТЬ, СЬ, С, Ш (тюба - сюба - суба - шуба)
Ц - ТЬ, СЬ, Ц (тяпля - сяпля - цапля)
 
 
 
Ребёнок неустойчиво использует звук в речи некоторое время
Но даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок неустойчиво использует его в речи некоторое время.
Новый звук используется в речи чаще, чем следует.
Например, научившись говорить Ш, ребёнок начинает употреблять его и вместо С (сумка - шумка).
Но по мере созревания речевого аппарата ребёнка совершенствуется и его произношение, всё более приближаясь к норме.
И ещё ребёнок начинает различать звуки на слух, например: С-Ш; З-Ж; Ч-С, Ш-Щ, С-Т, Ш-Ч и так далее.
 
 
 
Необходимое условие для исчезновения возрастного косноязычия
Необходимым условием для исчезновения возрастного косноязычия является правильная, чёткая, неторопливая
речь окружающих ребёнка взрослых.
Это - образец для подражания.
Иначе процесс овладения речью у ребёнка затрудняется и появляются искажённые звуки.
С этой же точки зрения вредно пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников.
И совсем недопустимо сюсюкание взрослых с ребёнком.
Здесь ребёнок лишается и стимула для улучшения своего произношения (ведь взрослым нравится его речь!)
 
 
 
Вот примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:
 
1 - 2 года: А, О, Э, П, Б, М
2 - 3 года: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, К, Г, Х, Н, Й
3 - 5 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч
4 - 6 лет: Л, Р
Итак, не позднее, чем к пяти-шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
А также иметь достаточный активный словарь и овладеть грамматически правильной речью.
 
ЗДЕСЬ МЫ ПОГОВОРИМ о том как формируется словарный запас и как речь ребёнка оформляется грамматически>
 
Автор: дефектолог / логопед высшей категории, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
 

Логопед-Кабинет

Copyright © Логопед-Кабинет
С 2003 года

АВТОРСКИЕ ПРАВА

+7(499) 265 44 16 Исправить звук Р (РЬ) Курс исправления речи Моя невнятная речь Энцик-Логопедия
+7(985) 559 66 59 Улучшить общую дикцию Логопед о себе Я исправила звук Р Словарь логопеда-всем
Москва, Центр. АО Улучшить тембр голоса Конференция Я улучшила свой голос Энергия и сила слова
Спартаковская пл., 1/2 Сделать речь чёткой Опасно для речи! Исправила много звуков Сообщения из 11 века
Дистант Skype u.belik Сделать речь уверенной Я сам исправлю речь! Произношение в Москве Где хороший логопед?