 |
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Логопед
для делового человека > Как
стать незаменимым |
КАК СТАТЬ НЕЗАМЕНИМЫМ |
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
|
Слово
принадлежит наполовину тому, кто говорит и наполовину тому, кто
слушает.
|
философ
М.Монтень
|
|
|
Неоспоримый
факт: |
для
большинства из нас (а, скорее всего, для всех) особую ценность представляют
люди, умеющие выслушать с пониманием! |
Умение
слушать - это искусство. |
Оно
будет нам необходимо в общении не только с деловыми партнёрами, но
и вообще - во всех сторонах нашей жизни. |
И сделает
нас: успешными - в бизнесе, незаменимыми - в дружбе, приятными - в
беседе и т.д. Можете проверить! |
|
|
 |
Надо
просто научиться слушать
Как это сделать? Часто можно наблюдать такую ситуацию: один
человек говорит, а другой молча ждёт, когда же он замолчит.
И, как только тот замолкает, начинает трещать исключительно
о своих проблемах. А в худшем случае, не дослушав, просто перебивает.
Вам
хотелось бы продолжать говорить? Конечно - нет! Такая беседа
мне всегда напоминала прогулку по унылой дорожке. Пока горе-собеседники,
спотыкаясь, бредут по этой кривой дорожке, они теряют необходимые
и полезные вещи. А взамен потерянного - в их аккуратные причёски
впиваются колючки, а карманы модных костюмов набиваются мухоморами.
|
|
|
|
Что
теряет человек, который не владеет умением слушать? |
Слишком
много, чтобы пренебречь этим умением или даже искусством. |
Первое
- потеря важной информации (колючка - неверное понимание сказанного). |
Второе
- потери в деловой репутации (мухомор - опасность прослыть человеком
невоспитанным и невнимательным. |
Это
вредно для деловой (и не только деловой) репутации. |
|
|
А
теперь вспомните случаи, когда кто-то вас слушал так, что
вам хотелось говорить с этим человеком снова и снова
Вот - вам маленький пример: американские психологи провели
эксперимент. Группа людей прошла обучение технике слушания.
После этого несколько пациентов психологической консультации
решили встретиться (по собственному желанию) с людьми из этой
группы и рассказать им о своих проблемах.
Слушатели
могли только кивать головой и произносить фразы типа: -Да-,
-Я понимаю-, -Так-. Инструкции запрещали им задавать какие-то
вопросы пациентам или обсуждать их проблемы.
|
|
|
|
|
После
беседы большинство пациентов были уверены, что побывали на терапевтическом
сеансе. |
В чём
секрет? |
Весь
секрет в том, чтобы научиться слушать активно. Американцы из этой
группы учились технике активного слушания! Такое слушание даёт мощный
положительный эффект. |
|
|
Как
научиться слушать активно?
|
Первое
- старайтесь сохранять обратную связь: |
Поэтому
у собеседника не будет ощущения, что он говорит в пустоту. |
Вы должны
показать собеседнику, что его внимательно слушают и понимают. |
Поощрите
говорящего, подтолкните его продолжить общение. Такое отношение вызывает
у говорящего положительные эмоции. О вас всегда скажут - Какой внимательный
и приятный человек. |
Ведь
я уже говорила: какую огромную ценность представляют люди, умеющие
выслушать с пониманием. |
|
|
|
Второе
- знайте техники слушания и используйте их: |
Внимательное
молчание. |
Эта
техника слушания обладает большими возможностями. Внимательное молчание
значит - уметь слушать внимательно, но никак не оценивать и ничего
не высказывать по поводу услышанного. Можно выразить свой интерес
(и понимание) краткими словами или: кивком, контактом глаз, улыбкой.
Такое реагирование гораздо эффективнее, чем простое молчание, так
как говорящий может принять его за незаинтересованность и несогласие. |
|
Информационное
слушание. |
Этот
вид слушания особенно важен для деловых переговоров. Целью информационного
слушания является обратная связь. Вы должны быть уверены, что вся
информация правильно понята. |
|
Слушание
сердцем. |
Эта
техника используется при решении личных проблем. Сопереживайте говорящему,
выражайте сочувствие, искренний интерес к его проблемам. Очень важно
помнить, что от вас не ждут ответов на вопросы: просто внимательно
выслушайте эти вопросы. И ваш друг, без сомнения, почувствует себя
лучше после общения с вами. Можете сами это проверить и убедиться
в правоте моих слов. |
|
|
|
Третье
- можете использовать специальные приёмы: |
Молча,
внимательно слушать, в позе - наклонённой к собеседнику, внимательное
выражение лица. Всё это очень важно для установления контакта с собеседником. |
|
Уточнить
что-то, то есть иногда обратиться к собеседнику с просьбой дополнить,
разъяснить что-то из того, что он говорил. |
|
Кратко
пересказать своими словами важные моменты того, что сказал собеседник.
(Это побуждает к большей откровенности). Говорящий как бы слышит себя
со стороны. |
|
Резюмировать,
то есть воспроизвести высказывания собеседника в обобщённом виде.
Это бывает действенным и необидным способом закончить разговор со
слишком словоохотливым собеседником. |
|
Развить
мысли, идеи партнёра. Это позволяет уточнить смысл сказанного, быстро
продвинуться в беседе, получить информацию без прямых вопросов. |
|
Попытаться
поставить себя на место собеседника, стать на его точку зрения и оценить
высказывание с этих позиций. Тогда можно будет лучше понять собеседника. |
|
|
|
И ещё
- делайте упражнения для развития умения слушать, например: |
1) Прислушайтесь
к отдалённым звукам. Перечислите все звуки, которые услышите в течение
пяти минут. Делайте это упражнение два-три раза в день в разных условиях. |
|
2) Обращайте
внимание на выборочные звуки, не обращая внимание на другие звуки. |
|
3) Вспомните
разные звуки, к примеру: шум поезда, шаги прохожего, шум тормозов
автомобиля, шум воды, мелодию звонка телефона, и т.д. |
|
4) Вспомните
голос и интонацию знакомого вам человека и, закрыв глаза, воссоздайте
её с наибольшей точностью. Повторите эту фразу вслух. |
|
5) Заметьте
изменения в темпе речи и тональности голоса собеседника. Проанализируйте,
почему это происходит. |
|
Автор:
дефектолог / логопед высшей категории, кандидат филологических наук
Юлия Харашкевич
|
|
|
|
|
|