|
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Логопед
для делового человека > Заметки
логопеда для делового человека |
ЗАМЕТКИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА |
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
|
О,
якобы, мелочах - подрывающих ваш авторитет: |
|
Не
пренебрегайте мелочами, поскольку от мелочей зависит совершенство,
|
а
совершенство - это не мелочи
|
/Микеланджело
Буонаротти/
|
|
Не всё
ли равно, как я скажу какое-то слово, как поставлю ударение, как произнесу
какой-то звук и т.д. Это же - мелочи!.. |
Нет.
Деловой человек не должен пренебрегать этими "мелочами"!
Иначе, вы - уже не деловой человек. |
Благодаря
этим "мелочам" ваш собеседник или проникнется к вам заслуженным
уважением или - пренебрежительно |
отмахнётся
от вас. |
Благодаря
этим "мелочам" вы будете или хорошо образованным человеком
или - недоучкой. |
Благодаря
этим "мелочам" вы получите или внимание к себе или - равнодушие,
а, вполне возможно, и насмешку. |
Выбирайте! |
А
ЗАЧЕМ ИСПРАВЛЯТЬ свою речь? Вроде, и так нормально...> |
|
|
|
Любой
дефект речи - это, прежде всего, дефект внешности |
|
Недостаточно
иметь заслуги, надо уметь нравиться людям
|
/Лорд
Ф.Честерфилд/
|
|
К сожалению,
это так - неверный звук можно сравнить с большим родимым пятном или
бородавкой на лице. |
Недаром
мы говорим: дефект речи. Поэтому, хотите стать красивее? Исправьте
дефект речи. |
Одна
из моих клиенток пришла с жалобой на шипящие звуки - она "шепелявила".
Когда мы всё исправили, она |
поехала
на время домой (её мама жила в другом городе). А мама ничего не знала,
что её дочка исправила себе дефект речи. |
Когда
мама увидела свою дочь, то первыми мамиными словами были: "Ты
что - пластическую операцию сделала? |
Ты стала
красивее!" |
Дефекты
ВСЕХ звуков ухудшают лицо. Потому что: при неправильной артикуляции
появляются неправильные тонкие |
мышечные
движения, ненужные напряжения тонких мышц лица. Всё это становится
привычным за годы и привычно |
делает
выражение лица не очень чистым, специфичным. |
Особенно,
например, это касается шипящих звуков (ш ж ч щ) и свистящих звуков
(с з ц). То есть, когда мы шепелявим. |
Это
особенновлияет на мышцы лица, ненужно напрягая губы, поджимая их,
язычок мелькает между зубками и так далее. |
Но и
неверный звук Р тоже влияет на выражение лица и, конечно, на саму
речь: мы слишком мало раскрываем зубки, |
мало
двигаем губами и удивляемся: "..я как-то монотонно говорю.. что-то
я бормочу.." |
Поэтому,
исправляя дикцию, мы становимся красивее. |
Я, как
логопед, работающий только со взрослыми людьми, каждый раз наблюдаю
эту замечательную перемену |
во внешности
моих учеников, когда они начинают говорить чисто. |
|
|
|
|
|
Много
скорбных историй пришлось выслушать мне, как специалисту, от своих |
взрослых
пациентов |
|
Не
замечать свои недостатки - самый большой недостаток
|
/древняя
восточная пословица/
|
|
Историй
о том, как они потерпели неудачи на работе, в учёбе, в деловом партнёрстве,
в карьере, в личной жизни |
и прочее,
и прочее. И всё из-за каких-то, якобы, мелочей! |
|
Вот,
к примеру, этот звук [ Р ]. Ну, что ему на конце языка не сидится!...
Обязательно надо в горло -залезть-. |
А уж
какие старания приходится прилагать, чтобы убежать от всех слов со
звуком [ Р ]! |
А вот
ещё и звук [ Л ]. Вроде бы - мелочь, а речь приобретает неприятный
оттенок, если [ Л ] - неточный звук. |
Не будем
продолжать этот грустный список, а лучше посмотрим, какие действия
надо предпринять, чтобы речь стала |
более
чёткой и, соответственно - красивой. |
|
Но нам
необходимо знать, что для красоты речи очень важна также интонационная
сторона или мелодика речи. |
И ещё
- большое значение для красивой речи имеет правильное речевое дыхание
(то есть необходимо выработать |
плавность
речи; уметь правильно распределять выдох во фразе). Если мы правильно
дышим, то и говорим - легко! |
Многое
можно сказать о тайнах голоса - этого тончайшего инструмента, которым
мы не всегда умеем пользоваться! |
Интересно
будет узнать о том, какие скрытые сообщения стоят за нашими жестами
и движениями - ведь лёгким |
движением
можно сказать больше, чем многими словами. |
Это
необыкновенно интересные темы, и необходимые в современной жизни знания.
Они дают нам возможность творить! |
Но обо
всём этом (и о многом другом) подробно я рассказываю ученикам-клиентам
исключительно на своих занятиях. |
КУРС
исправления речи взрослых> |
|
|
|
Что
делать, чтобы вас понимали с полу-слова? |
|
Настоящее
красноречие - это умение сказать всё, что нужно. И не больше, чем
нужно
|
/Ф.Ларошфуко/
|
|
Поговорим
о чёткости речи или - о дикции. |
Необходимо
помнить, что исправление нарушений речи - трудоёмкий процесс. Он потребует
от вас сделать над собой усилие. |
Но достичь
своей цели - это большая радость и путь к успеху! Запомните такие
рекомендации: |
|
1)
Комплекс занятий (специальные упражнения, их последовательность, частоту
повторений) индивидуально для вас может |
квалифицированно
подобрать только специалист, то есть - логопед. |
Отнеситесь
предельно внимательно к выбору дефектолога / логопеда. Вы отдаёте
в его руки свою речь! |
В последние
годы многие логопеды получают не полноценное высшее образование, а
лишь заканчивают курсы, |
длительностью
всего в несколько месяцев. И результатом бывают: низкая квалификация,
плохие знания и отсутствие |
опыта
у специалистов, пытающихся работать со взрослыми людьми. |
КАК
НАЙТИ хорошего специалиста - логопеда?> |
|
2)
Не пользуйтесь книгами или программами на тему: Сам себе - логопед!
|
Поставить
вам звук (то есть создать правильный, красивый, удобный звук вместо
дефектного звука) может только логопед. |
Иначе
можно нанести своей речи вред, и во многих случаях это уже и логопед
не исправит. К сожалению, я знаю такие |
случаи.
Они участились в последнее время. |
КАК
САМОМУ себе исправить речь?> |
|
3)
Очень важно точно следовать всем советам логопеда. Это даёт хороший
результат всегда! |
А
ПОЧЕМУ у вас не получается исправить свою речь?> |
|
4)
Необходим постоянный контроль специалиста за ходом лечения. |
Многое
зависит от вас - человека, желающего исправить свою речь; от вашего
терпения и усилий! |
Здесь
ещё о дикции взрослого человека: МОЯ ФАМИЛИЯ
Саокин> |
|
|
|
О трёх
правилах красивой речи |
|
Учитесь
на том, что трудно и не даётся, а не на том, что легко и само собой
выходит
|
/К.С.Станиславский/
|
|
Конечно,
определить чистоту звукопроизношения и устранить нарушение, может
только специалист, то есть - логопед. |
Но просто
узнать - правильные ли у вас звуки, можно, используя этот специальный
тест: |
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ
ТЕСТ для проверки дикции> |
|
Существуют
правила и упражнения, которые улучшат вашу речь, если вы уделите им
минут 10-15 в день (об этих упражнениях - |
дальше). |
Итак,
помните 3 основных правила красивой речи: |
Первое:
прежде всего - говорите в меру быстро; |
Второе:
и, главное, чётко! |
И третье:
слушайте себя самого! (То есть, контролируйте себя). |
|
|
|
Вы
хотите иметь красивую дикцию? |
|
Читай
не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой
|
/А.С.Грибоедов/
|
|
Хорошая
дикция - чёткая чистая свободная речь. Она зависит от работы речевого
(артикуляционного) аппарата; |
от того,
как вы им умеете управлять. |
Ну-ка,
попробуйте - покажите язык и сделайте его кончик узеньким-узеньким
(и чтобы язык не дрожал, как двоечник |
перед
учителем). |
Ну,
ничего, всё получится! Надо немного поработать. (Это - маленький пример). |
Чтобы
добиться хорошей дикции (при которой даже шёпот отчётливо слышен)
- для вас следующие упражнения - |
маленькая
гимнастика для языка и губ. Пожалуйста, лучше перед зеркалом: |
|
1)
Прежде всего - улыбнитесь! Затем вытяните губы трубочкой. Повторите
несколько раз! (Запомните, что от того, |
как
работают губы, во многом зависит чёткость произношения. Попробуйте
говорить, приоткрыв губы и не двигая |
ими.
И что?... Вот - видите!); |
|
2)
Потренируйтесь, чтобы кончик языка стал действительно узким; |
|
3)
А следующее упражнение особенно полезно для тех, кто хочет в будущем
исправить свои звуки [ Р ], или [ Л ], |
или
[ Ш ], или [ Ж ]. Поднимите язык вверх за зубы и пошире
открывайте рот при этом. Повторяйте это почаще; |
|
4)
Щёлкайте языком и покусывайте кончик языка - это маленький массаж
для кончика языка, от которого тоже |
во многом
зависит чёткость звуков. |
|
|
|
Совет,
который также не потребует от вас много времени и усилий: |
|
Какой
бы ни был длинный путь, всегда он начинается с первого шага
|
/восточная
мудрость/
|
|
Поучитесь,
может быть, не слишком быстро, но - главное! - чисто и чётко говорить
чистоговорки. |
Попробуйте
такие: |
Для
звуков [Р] и [Л]: 1) Около кола колокола, около ворот коловорот;
2) Рапортовал, недорапортовал и зарапортовался; |
3) Болтунья
молоко болтала, болтала да не выболтала. |
|
Для
звуков [Ш], [Ж], [С], [З]: 1) У четырёх черепашек по четыре черепашонка;
2) Саша - само совершенство, а ещё |
совершенствуется;
3) Ужу на ужин жук нужен. |
|
|
|
Очень
полезно - чтение вслух коротеньких стишков или коротких текстов |
|
В
устную речь можно вложить ещё более тонкий смысл, чем в письменную
|
/Ж.Лабрюйер/
|
|
Прочитайте
вслух несколько раз - такие смешные диалоги. Читайте не спеша, чётко
и выразительно! |
|
Медведь
и заяц. Медведь наступил Зайцу на лапу. |
-Если
тебе очень больно, - сказал он Зайцу,-можешь наступить и мне на лапу.
|
Заяц
наступил. |
-Что
ты врёшь, ничуть не больно! - рассвирепел Медведь и наступил Зайцу
на другую лапу. |
|
Барашек.
Довольный Барашек прибежал к Овце: |
-Мама,
пастух сказал, что я гожусь на шашлык! |
-Чему
же ты радуешься? |
-Всё-таки
приятно, когда ты хоть на что-нибудь годишься... (Барашек прожил долгую
жизнь). |
|
Человек
и тараканы. В доме, где жил Человек, за печкой подрались два таракана.
|
-Эй,
вы, потише там! - прикрикнул на них Человек. |
-Кошмар,-
решили два таракана, - нет никакого житья от этих соседей. |
|
Заяц,
медведь и волк. Заяц прискакал к Медведю: |
-Миша!
Спаси! Меня Волк съесть обещал! |
Медведь:
- Ну и что, съел? |
Заяц:
- Нет ещё... |
-Так
что ты тут прыгаешь?! Вот когда съест - тогда и приходи..! |
|
Петух.
Петух проглотил зерно и подумал: |
-А вдруг
оно - жемчужное? |
- Подумал
и поверил, а раз поверил - тотчас всем объявил: |
-Я съел
жемчужное зерно! |
-Жалкий
хвастун, - сказал хозяин, опуская выпотрошенного петуха в кастрюлю. |
|
Человек
и черепаха. Человек поймал Черепаху. |
-Поклянись,
что ты не будешь делать из меня гребешки, - попросила Черепаха. |
-Клянусь,
- пообещал Человек и сделал из Черепахи мыльницу.. |
(Не
сделал: вовремя придумал пластмассу). |
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
|
|
|