Кабинет логопеда для взрослых Юлии Харашкевич
 
Главная > ЭнцикЛогопедия > Как всё началось и продолжилось > О том, что изучает дефектология, логопедия
  О ТОМ, ЧТО ИЗУЧАЕТ ДЕФЕКТОЛОГИЯ, ЛОГОПЕДИЯ
 
Автор: логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории,
специальный психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
 
 
 
Предмет изучения логопедии Предмет изучения дефектологии

Дефектология - наука, изучающая закономерности развития, воспитания, обучения и социализации людей, имеющих физические и психические недостатки.
Наука о закономерностях их обучения, адаптации в социуме.


Одна из гуманнейших наук мира.

В СЛОВАРЕ логопеда см. Дефектология>

 
 
 
 
Разделы дефектологии Дефектология разделяется на

логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику, тифлопедагогику.

Задачи логопедии

Логопедия ставит перед собой и стремится решить такие задачи:
-Изучение речи в целом;
-Изучение недостатков речи;
-Разработка принципов и методов профилактики недостатков речи;
-Разработка принципов и методов преодоления дефектов речи.

 
 
 
 
Логопедия - важнейший раздел дефектологии

Логопедия изучает речь и речевые нарушения в:
-Социально-психологическом аспекте, так как нарушения речи ухудшают коммуникативные способности человека. И влияют на его психическое состояние;
-Психо-физиологическом аспекте;
-Психо-лингвистическом аспекте;
-Клиническом или медицинском аспекте.
Всё это составляет естественно-научную основу логопедии.

Логопедия - важнейший раздел дефектологии
 
 
 
 
Первые упоминания о речевых дефектах

Впервые о речевых нарушениях говорится ещё у Аристотеля, Гиппократа, Галена, в памятниках литературы древней Руси. Тогда речевые дефекты называли косноязычием, гугнивостью, шепелявостью. И во все времена дефекты речи считались значительным недостатком человека. В Евангелии говорится о том, как Христос исцелил глухо-немого человека, которого называли косноязычным: Евангелие от Марка, глава7, строки 32-37. Христос исцелил его не словом, а с помощью языка жестов - который был единственно доступен глухому.

Что означает слово логопедия
 
 
 
Великий Оратор Вдохновителем всех, кто хотел и хочет избавиться от речевого дефекта стал

великий оратор древности - ДЕМОСФЕН>

Можно сказать, что Демосфену принадлежит сама идея логопедии - науки о речи и о том, как сделать речь красивой. Потому что великий Оратор полностью изменил свою речь, исправив многие дефекты произношения, голоса и внешности. И сделал свою дикцию - чёткой, выразительной, а голос - звучным и "летящим". Вот уже более двух тысячелетий все, кто учится красноречию - используют советы этого необыкновенного человека.

 
 
 
 
Как начиналась Русская дефектология Русская дефектология начиналась в 18 веке

ИСТОРИЯ дефектологии в России>

Дать возможность людям с глубокими, нередко врождёнными физическими и психическими аномалиями, патологиями, дефектами - не просто выжить в суровом мире (где они подчас являлись обузой), но стать полноправными членами общества, приносящими, пусть небольшую, пользу окружающему миру. Подарить этим людям возможность почувствовать себя нужными в жизни и ощутить радость жизни. Именно это и стало одной из целей самой человечной, самой гуманной науки в мире - дефектологии.

 
 
 
 
ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ ДЕФЕКТОЛОГИИ в России стали учёные - подарившие науке свой ум, свои знания и своё сердце>

ГУРЦОВ Георгий Александрович (1778-1858)>
АРНОЛЬД Иван Карлович (1805-1891)>
ГРАЧЁВА Екатерина Константиновна (1866-1934)>
РАУ Фёдор Андреевич (1868-1957)>
АЗБУКИН Дмитрий Иванович (1883-1953)>
и другие учёные>

Первые дефектологи в России
 
 
 
 
Сегодня основной научный центр и ведущее высшее учебное заведение России, выпускающее дефектологов -

- это МПГУ - Московский педагогический государственный университет.

МПГУ ЗАКОНЧИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛОГОПЕД, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич> - руководитель Логопед-Кабинета.

МПГУ - центр дефектологии
 
 
 
 
Логопед для взрослых Ю.Н.Харашкевич о дефектологии, логопедии Об истории МПГУ подробнее>

Московский педагогический государственный университет начал свою научную и педагогическую деятельность в 1872 году.

С одобрения императора Александра Второго русский историк и общественный деятель В.Герье основал Высшие Курсы, заложив основание будущего университета.
С 1905 года Курсы возглавлял Сергей Чаплыгин - основоположник современной гидроаэродинамики, впоследствии академик АН СССР.
На Курсах преподавал выдающийся русский мыслитель Владимир Вернадский.
В это время Курсы преобразовались в крупное учебное заведение с факультетами по всем научным направлениям тех лет.

 
 
 
 
В МПГУ преподавали известнейшие учёные С начала двадцатого века в разное время в университете преподавали выдающиеся представители научной мысли:

Василий Ключевский - признанный лидер московской исторической школы.
Иван Цветаев - создатель и первый директор Музея Изящных искусств (ныне ГМИИ им.А.С.Пушкина), отец поэтессы Марины Цветаевой.
Физику преподавал Алексей Столетов - выдающийся русский физик и электротехник.
Астрономию - Федор Бредихин, создатель московской астрофизической школы и директор Пулковской обсерватории. Химию - Николай Зелинский, изобретатель угольного противогаза, использовавшегося в первую мировую войну.

 
 
 
 
В годы войны к МГПИ был присоединён Московский Дефектологический институт, и был основан новый - дефектологический факультет.

А в 1946 году под руководством профессора
Фёдора Андреевича Рау> на дефектологическом факультете было открыто первое в стране отделение логопедии.

И в течение многих лет член-корреспондент АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор Фёдор Андреевич Рау возглавлял кафедру логопедии дефектологического факультета Московского Педагогического Государственного Университета.

Первое отделение логопедии в России
 
 
 
 
Многие десятилетия факультет возглавляли создатели дефектологии, логопедии в России - как науки.

ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ ДЕФЕКТОЛОГИИ и учредителями высшего дефектологического образования в России стали учёные с мировым именем>

Фёдор Рау и Всеволод Кащенко>
Наталья Рау и Лев Выготский>
Дмитрий Азбукин и Алексей Граборов>
Алексей Дьячков и Сергей Ляпидевский>

Основоположники дефектологии в России
 
 
 
 
МПГУ - центр дефектологии Центр дефектологии, логопедии в России

МПГУ - это основной научный центр и ведущее высшее учебное заведение России, выпускающее дефектологов.
10 ноября 1972 года за большие заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров и развитии научных исследований МГПИ (будущий МПГУ) был награждён орденом Ленина.

В 2009 году МПГУ включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

 
 
 
 
Логопедия - интегративная наука Логопедия - интегративная наука, объединяющая знания различных наук

Логопедия объединяет знания многих наук. Поэтому, кроме знаний основных наук - лингвистики, нейролингвистики, педагогики, физиологии, психологии - логопед обязан знать основы: неврологии, языкознания >, психофизиологии, фониатрии (наука о голосе), оториноларингологии, психиатрии, нейропсихологии.

А всё-таки, логопед - кто это?>

 
 
 
 
Подробная классификация дефектов речи в Словаре логопеда>
Краткая классификация:
Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Например, дислалия - при этом нарушении страдает только звукопроизношение. Выражается в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений.
Алалия, афазия - нарушения не только звуковой стороны речи, но и лексико-грамматической стороны речи.
Заикание, баттаризм, тахилалия - нарушения темпа и плавности речи.
Ринолалия, ринофония, дисфония - нарушение тембра голоса в сочетании с дефектами звуков.
Дисграфия, дислексия - нарушения письменной речи и чтения.
Индивидуальные особенности речи, которые не сказываются на её внятности и не препятствуют общению - не являются объектом изучения логопедии.
Логопедический Словарь Юлии Харашкевич
 
 
 
Содержание логопедии на протяжении её развития постепенно изменялось
Оно перестраивалось вместе с накоплением знаний о природе нарушений речи, об их структуре и механизмах.
Изменился предмет логопедии, её объём и задачи.
Содержание логопедии развивалось в направлении разработки приёмов коррекции устной речи, исправления произношения
и речевого дыхания.
Положительным результатом этого периода явилось накопление технических приёмов коррекции недостатков речи.
Но логопедия того времени упрощённо подходила к рассмотрению и устранению нарушений речи.
Она сводила дело лишь к внешним к узко-тренировочным упражнениям, которые проводились наравне с другими
лечебными процедурами.
 
 
 
Иное содержание логопедия
приобрела в последние десятилетия

В связи с научно обоснованным подходом к раскрытию закономерностей развития речевой деятельности.

Логопедия современная считает необходимым гармонично подходить к вопросам исправления и устной, и письменной речи (так как логопедия занимается изучением и исправлением и устной, и письменной речи). И использовать психологические, неврологические и психоневрологические методы лечения.

Что исследует и исправляет логопедия
 
 
 
 
Дошкольная, школьная логопедия
Дошкольная логопедия получила широкое развитие, так как огромное значение в логопедии имеют вопросы предупреждения,
профилактики речевых нарушений у дошкольников.
Школьная логопедия уделяет внимание влиянию нарушений речи на усвоение учащимися Русского языка и находит
эффективные пути предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.
 
Исследования русских логопедов раскрыли механизмы взаимодействия:
- между нарушениями слухового восприятия и речедвигательной функции;
- между произносительной деятельностью и звуко-(фонемо-)образованием;
- между нарушениями устной и письменной речи.
 
 
 
Логопедия для взрослых - совершенно новая область логопедии

Специалистов, которые могут дать надёжный и постоянный результат - немного.

КАК НАЙТИ хорошего специалиста - логопеда>

А ЗАЧЕМ исправлять свою речь.. мне и так хорошо>

ЖАРЕНАЯ логопедия с солёными огурцами, пробуйте>

БРЮХОЛОГ и башкофил>

СПЕШКА в логопедии>

МОЯ ФАМИЛИЯ... Саокин>

Логопедия для взрослых - новая область логопедии
 
 
 
 
Логопедия для взрослого человека становится в наше время необходимой, количество дефектов речи неумолимо растёт, но всем хочется быть умными и красивыми. А любой, даже незначительный дефект речи (вслушайтесь - дефект! смысл слова какой..) - не украшает нас в глазах окружающих. И для многих профессий необходима чистая речь.

ВЫ ЕЩЁ БОЛЬШЕ испортите свою дикцию, если..>

ИНТЕРВЬЮ логопеда>

ИШЬ ТЫ! И мы так можем>

ПОЧЕМУ У ВАС не получается исправить свою речь>

ТАК КАКИМ ДОЛЖЕН быть логопед для взрослых>

Что изучает логопедия для взрослых
 
 
Автор: дефектолог / логопед высшей категории, специальный психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
Дополнение: Дефектологический словарь

Логопед-Кабинет

Copyright © Логопед-Кабинет
С 2003 года

АВТОРСКИЕ ПРАВА

+7(499) 265 44 16 Исправить звук Р (РЬ) Курс исправления речи Моя невнятная речь Энцик-Логопедия
+7(985) 559 66 59 Улучшить общую дикцию Логопед о себе Я исправила звук Р Словарь логопеда-всем
Москва, Центр. АО Улучшить тембр голоса Конференция Я улучшила свой голос Энергия и сила слова
Спартаковская пл., 1/2 Сделать речь чёткой Опасно для речи! Исправила много звуков Сообщения из 11 века
Дистант Skype u.belik Сделать речь уверенной Я сам исправлю речь! Произношение в Москве Где хороший логопед?