|
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Логопед
для делового человека > Как
самому себе исправить речь?? |
КАК САМОМУ СЕБЕ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ?? |
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
Свидетельство
о публикации №220041100144
|
|
|
Кто
не знает, куда направляется, очень удивится - попав не туда...
|
/Марк
Твен/
|
|
|
|
Вышколенная,
не позволяющая себе ни единого обидного слова, резкого жеста.
Всё легко и удобно. Нежно и приятно.
Её зовут Теория. Живёт она на гладких, несложных страничках
книжек и интернет-сайтов.
По-человечески
коварный, по-звериному мстительный, жестокий. Одно движение
- и человеку смерть.
Его имя - Практика. Придёте к нему с красивой книжечкой
или самодельными знаниями с сайтика - и он вас загрызёт.
Я
иногда удивляюсь, ну почему бы не попробовать самому себе
вырезать аппендицит? Или замахнуться на что-нибудь посложнее
- полостную операцию сделать. А? Только - самостоятельно,
сам - себе!
Почему,
не хотите? Странно...
А
в речевых зонах мозга операции себе самостоятельно делать
можете?
Сам. Не имея ни логопедических знаний (кроме обрывков чужих
интернетовских измышлений), ни логопедического опыта - пытаетесь
сами себе исправить привычки мозга.
|
|
|
|
|
Чтобы
придти во дворец в гости к госпоже Теории, надо просто
предварительно порыться в интернете, насобирать корзинку разных
и разнообразных советов. Вот и все сборы.
Чтобы
придти в дремучий лес, где живёт непредсказуемая Практика,
надо быть весьма вооружённым:
- систематическими дипломированными знаниями логопедии,
- опытом логопедической работы
- и - думаю, вы догадались! - чистой ясной дикцией. Только
тогда Практику можно усмирить.
У
вас есть это оружие?
Или желаете пойти на медведя Практику с голыми руками и отбиваться
от него корзинкой с советами?
|
|
|
|
|
|
Человек
с дефектным произношением звуков, по определению, не знает, как звучит
нормальный звук! |
Он просто
не может этого знать, чувствовать и слышать. |
Потому
что у него всё дефектное, все системы, которые обслуживают речь неверно
настроены. |
И речевой
(фонематический) слух - слух, предназначенный только для распознавания
звуков речи,
и голос,
и речевое дыхание. |
И, конечно,
язык привык делать не то, что надо. |
Так
как же можно себе самому исправить дефект, не зная, что такое норма??
|
Иди
туда - не знаю, куда. |
Принеси
то - не знаю, что. |
Вы
знаете, какой он - верный чистый нормальный звук? |
Вы
его знаете и чувствуете? |
Вы
сумеете создать действительно правильный звук? |
|
|
|
Да,
у взрослого человека язык привык к дефектному произношению. |
Не только
язык, главное - речевые зоны мозга образовали и удерживают стойкую
связь, привычку, навык говорить неверно. |
Речевой
слух привык слышать неверные звуки и считает их нормальными, своими.
|
Поток
речевого дыхания привычно распределяется особым, неверным образом.
|
Голосовые
складки привыкли плохо работать: у человека с дефектным произношением
голос часто бывает |
тихим
и каким-то детским. |
И этой
привычке не год и не два. Ведь человек - взрослый. Поэтому привычке
много лет. |
То есть
форма нарушения - хроническая. Это требует больших усилий и тонкой
работы. |
Вы
знаете эту работу, её последовательность, её законы? |
Вы
знаете все опасности, с которыми встречается любой взрослый человек,
исправляя свою речь? |
|
|
|
Но это
- поверхность айсберга. А в глубине лежат многие комплексы, психологические
проблемы. |
Их необходимо
вылечить! |
Иначе
взрослому человеку будет очень сложно начать говорить, когда он исправит
звуки. |
Необходим
опыт, практические знания психотерапии (именно в области логопедии
взрослого человека). |
Надо
знать эти проблемы. Уметь их выявить и вылечить. |
Что
гораздо сложнее, чем устранить дефект звуков. |
Вы
обладаете таким опытом? |
|
|
|
Взрослый
человек, пускаясь в самостоятельное исправление своей речи, не знает
- куда он идёт, |
правилен
ли его путь, и вообще, каков конец пути. |
Человек
нуждается в поддержке и направлении своих усилий в правильное русло.
Причём, постоянно |
нуждается
в этом. Для этого и существует логопед. |
Как
может корабль плыть без штурмана, наугад, на авось, не учитывая ни
силу течений, ни угрозы |
рифов
и мелей? |
Не зная
опасностей, которые, как правило, ожидают в определённых местах. |
А если
не знать этих опасностей - то вы получите не исправленный звук, а
новенький дефект. |
Шило
на мыло сменяете. |
Например,
вместо дефектного горлового Р получаем одноударный Р - тоже дефект. |
Сколько
раз я это видела и слышала у людей, приходящих на консультацию, которые
сами себе речь |
пытались
исправить. |
Вы
точно знаете и понимаете свою дорогу? |
Вы
обладаете знаниями о точном выверенном маршруте? |
Вы
- экстремал? Вам просто хочется повстречаться по дороге с голодным
зверем, чтобы |
послушать
его медвежий рык и испробовать на себе остроту его клыков? (не забыли
своё оружие- |
-
корзинку?) |
|
|
|
Речь
взрослого человека так устроена, что, получив правильный звук, речь
не хочет его употреблять. |
(Даже,
если вы отступите от своих самодеятельных убеждений и всё-таки поставите
себе верный звук с |
помощью
логопеда. А дальше опять продолжите стараться сами). |
Речь
просто не умеет это делать. Речь взрослого человека уже сформирована,
и она уже не знает, что ей |
делать
с новеньким звуком. (И вообще считает его чужим и странным). |
Чтобы
научить взрослого человека пользоваться новым верным звуком, ему необходимо
пройти большой |
этап
введения в речь звука. Причём - специально для взрослого человека. |
Должна
соблюдаться определённая последовательность введения в речь звука
у взрослого человека. |
При
нарушении этой последовательности пользоваться звуком в итоге бывает
или тяжело, или невозможно. |
Это
похоже на ситуацию, когда опытный хирург (в нашем случае - логопед)
провёл успешную |
сложную
операцию, но в послеоперационный период у больного уже не было профессионального
|
лечения.
И что? Больной помер. |
Вы
знаете, как ввести в речь звук у взрослого человека? |
У
вас есть подробный методический материал? |
Вы
знаете последовательность введения звука в речь? |
Всё
это сугубо индивидуально, то есть подходит именно вам? |
(а
не Иришке из ВКонтакте, или Анониму из отзывов сайта) |
|
|
|
А сейчас
я говорю, как логопед: "А вы думаете, заново исправлять речь
- это легко? Заново исправлять |
дефект
речи в несколько раз тяжелее, чем исправлять дефект речи, с которым
ничего не пытались сделать". |
Речь
бывает замучена доморощенными опытами и иногда отказывается ещё раз
всё переправлять. |
Вы
готовы ставить опыты над собственной речью, как над лабораторным мышонком?
|
Вам
не жаль собственную речь, обречённую на судьбу несчастного мышонка? |
|
|
|
Очень
часто приходится слышать такие слова: "Я прочитал в интернете
и стал делать. Чего-то звук получился неудобный". |
В логопедии
всё - сугубо индивидуально. |
Это
всем известное правило особенно действует в логопедии взрослого человека.
И действует на всех этапах |
исправления
речи, а не только в начале. |
Поэтому
меня искренне удивляют взрослые (!) люди соглашающиеся на групповые
логопедические занятия. |
|
Вот
вы прочитали (или просмотрели) чей-то совет. А кто поручится, что
именно вам это принесёт пользу, а не разочарование. |
А, может
быть, вред. |
Речь
каждого, отдельно взятого, человека имеет свои, присущие исключительно
ей, особенности. |
Равно,
как и строение артикуляционного аппарата, у нас у всех вовсе не абсолютно
одинаковое. |
Вы
точно знаете, что этот совет именно вам поможет? |
|
|
|
Логопедия
для взрослых - совершенно новая область логопедии. |
Не всякий
логопед решится взяться за исправление дефектов у взрослого человека.
|
А вы
говорите - Я сам. |
Вы
- эксперт в логопедии для взрослых? |
Итак,
мой самостоятельный друг, вы всё ещё уверены, что все логопеды - дураки,
один вы - умный? |
|
|
И
- главное. Ни разу. Слышите? Ни разу я не слышала действительно чистую
речь у тех, кто пытался |
что-то
сам себе исправлять. А потом убеждал себя, что исправил. |
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
Фотографии
из фильмов: ЦАРЬ П.Лунгина ПЁТР ПЕРВЫЙ В.Бортко
|
|
|
|
|