|
|
|
|
|
Главная
> ЭнцикЛогопедия
> Как
всё началось и продолжилось > Основатели
дефектологии, логопедии в России |
ОНИ
БЫЛИ ПЕРВЫМИ!
ОСНОВАТЕЛИ
ДЕФЕКТОЛОГИИ, ЛОГОПЕДИИ В РОССИИ
|
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
|
Посвящается
учёным-дефектологам России
|
|
|
Греческие
слова: Logos-слово и Paideia-воспитание дали название |
науке
- логопедии |
ОБ
ИСТОРИИ логопедии в России> |
Логопедия
- наука о речи. О человеческой речи - словесной речи. |
Дефектология
и логопедия, как отрасль дефектологии, одни из самых гуманных наук
в области человеческих знаний. |
Они
созданы для помощи тем людям, которые - полностью или частично; с
раннего детства или в более позднем возрасте |
- лишены
речи, слуха, зрения, интеллекта. |
Логопедия
- интегративная наука - синтезирует в себе знания и опыт многих
других наук: медицины, педагогики, генетики, |
языкознания,
филологии, психологии, лингвистики, неврологии, физиологии, психофизиологии,
нейрофизиологии, фониатрии |
(наука
о голосе), психиатрии, оториноларингологии, нейропсихологии, нейролингвистики
и других. |
|
|
|
|
|
Дефектология
- и логопедия, в частности - основывается исключительно |
на высоко-нравственных
началах сострадания, любви к человеку |
ДЕЯТЕЛЬНОГО,
активного, результативного добра и сострадания к человеку> |
Поэтому
дефектология и логопедия являют собой пример науки, жертвенно служащей
людям, потерявшим |
в жизни
слишком много, подчас - всё. В том числе, родственную помощь, заботу
и любовь, оставшихся сиротами |
при
живых отцах-матерях, которые отдали их в интернаты, детские дома,
дома инвалидов. |
|
|
|
МПГУ
- современный ведущий учебный и научно-исследовательский |
центр
дефектологии и логопедии в России |
О
СОВРЕМЕННОМ ВЕДУЩЕМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ дефектологии и логопедии> |
Московский
Педагогический Государственный Университет им.В.И. Ленина /МПГУ/ -
ведущее высшее учебное заведение, |
выпускающее
дефектологов. И, главное, МПГУ - ведущий научный и учебно-педагогический
центр России по логопедии |
в течение
более полувека - с 1946г. и до наших дней. |
|
|
|
Руководитель
Логопедического Кабинета - логопед для взрослых |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ЛОГОПЕД Юлия Харашкевич - руководитель Логопед-Кабинета - закончила
МПГУ> |
|
|
|
МПГУ
- более 140 лет |
ИСТОРИЯ
МПГУ началась в 1872 году> |
В разное
время в нём преподавали выдающиеся представители Русской научной мысли:
|
знаменитый
историк Василий Ключевский, |
создатель
и директор музея имени А.С. Пушкина Иван Цветаев, |
замечательный
Русский дефектолог, создатель дефектологии в России Фёдор Рау, |
психиатр
с мировой известностью Всеволод Кащенко, |
выдающийся
Русский физик Алексей Столетов, |
основатель
московской астрофизической школы и директор Пулковской обсерватории
Фёдор Бредихин, |
выдающийся
Русский биолог Николай Кольцов и многие другие известные учёные. |
|
В годы
Великой Отечественной войны к МГПИ /так раньше назывался МПГУ/ был
присоединён Московский |
Дефектологический
институт, и был основан новый - дефектологический факультет. |
А в
1946г. под руководством профессора Фёдора Андреевича Рау на факультете
было открыто первое в стране |
отделение
логопедии. |
Многие
десятилетия факультет возглавляли создатели дефектологии, логопедии
в России - как науки. |
|
|
|
Мне
хочется рассказать вам кратко о жизненном пути некоторых из |
учёных-дефектологов |
Они
стояли у истоков дефектологии и логопедии в России. |
Можно
сказать, что эти учёные учредили высшее дефектологическое образование
в России. |
Это
были энтузиасты своего дела. А дело было и есть весьма благородное! |
Благодаря
им, дефектологический факультет /кафедра психопатологии и логопедии/
Московского Педагогического |
Государственного
Университета /МПГУ им.В.И. Ленина/ выпустил и продолжает выпускать
специалистов, |
которые
становятся учёными с мировой известностью в области дефектологии и
логопедии. |
Многие
остались преподавать на дефектологическом факультете, поэтому будущие
специалисты получали - |
и получают
- фундаментальную подготовку. |
|
|
|
Основатели
дефектологии, логопедии в России: |
|
|
|
ГУРЦОВ
Георгий Александрович (1778-1858)>
Один из первых Русских учёных-дефектологов. Директор Санкт-Петербургского
училища глухонемых.
Разработал новый профессиональный Устав и эффективные правила
обучения.
АРНОЛЬД
Иван Карлович (1805-1891)>
Замечательный Русский учёный-дефектолог.
Основатель известного Арнольдо-Третьяковского училища - одного
из первых училищ для слабослышащих в Москве.
|
|
|
|
ГРАЧЁВА
Екатерина Константиновна (1866-1934)> |
Первый
Русский педагог-дефектолог, которая посвятила свою жизнь работе с
глубоко интеллектуально отсталыми детьми. |
И на
практике доказала, что развитие таких деток возможно! |
|
|
РАУ
Фёдор Андреевич (1868-1957)> |
Русский
дефектолог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент
Академии Педагогических наук |
Российской
Федерации. |
Один
из организаторов высшего дефектологического образования в России. |
|
|
РАУ
Наталья Александровна (1870-1947)> |
Талантливый
русский дефектолог, сурдопедагог. Организатор Клуба беглого чтения
с губ. |
Общественный
деятель. Мать известных учёных-дефектологов: Фёдора Фёдоровича Рау
и Елены Фёдоровны Рау. |
|
|
АЗБУКИН
Дмитрий Иванович (1883-1953)> |
Русский
дефектолог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель
науки, член-корреспондент |
Академии
Педагогических наук РСФСР. |
Глава
кафедры психопатологии и логопедии дефектологического факультета Московского
Педагогического |
Государственного
Университета (МПГУ им.В.И. Ленина). |
Директор
научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических
наук РСФСР. |
|
|
ВАСИЛЬЕВ
Иван Александрович (ск. 1932)> |
Талантливый
Русский учёный-дефектолог. Создатель оригинальных методик обучения
правильному произношению. |
Его
научные труды способствовали выделению сурдопедагогики - как отдельной
специальной научной дисциплины. |
|
|
КАЩЕНКО
Всеволод Петрович (1870-1943)> |
Русский
врач-психиатр, имеющий мировую известность, профессор, общественный
деятель. |
Один
из основателей высшего дефектологического образования в России. |
|
|
ВЫГОТСКИЙ
Лев Семёнович (1896-1934)> |
Знаменитый
Русский психолог, профессор, известный всему миру экспериментатор-исследователь. |
Организатор
Экспериментального Дефектологического Института и Лаборатории по психологии
детства. |
|
|
ГРАБОРОВ
Алексей Николаевич (1885-1949)> |
Выдающийся
Русский дефектолог. |
Создатель
оригинальных эффективных методик обучения и воспитания аномальных
детей. Открыл частную школу |
для
детей не просто аномальных, а детей с глубокими интеллектуальными
дефектами. И особенно о них заботился. |
|
|
ДЬЯЧКОВ
Алексей Иванович (1900-1968)> |
Замечательный
Русский дефектолог. Доктор педагогических наук, профессор. |
Директор
Научно-исследовательского института дефектологии Академии Педагогических
наук РСФСР. |
Глава
дефектологического факультета МПГУ им.В.И. Ленина. |
В теоретических
и практических исследованиях доказал независимость и самобытность
развития Русской дефектологии. |
|
|
ЛЯПИДЕВСКИЙ
Сергей Семёнович (1903-1975)> |
Известный
всему учёному миру Русский дефектолог, профессор. По образованию был
одновременно и медиком, и педагогом. |
Руководитель
кафедры психопатологии и логопедии МПГУ им.В.И. Ленина - в течение
30 лет! |
|
|
СКОРОХОДОВА
Ольга Ивановна (1914-1982)> |
Уникальный
Русский учёный-дефектолог. Кандидат педагогических наук. |
Поэтесса,
писательница, скульптор, учёный. |
С раннего
детства - слепая, глухая и немая женщина. |
|
Автор:
логопед для взрослых, дефектолог / логопед высшей категории, специальный
психолог, кандидат филологических наук Юлия Харашкевич
|
|
|
|
|
|